Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С миру по нитке: газ для Европы без «Южного потока»

С миру по нитке: газ для Европы без «Южного потока»

Аналитики, опрошенные РИА Новости, дали свой прогноз того, что будет делать Европа, оставшаяся без проекта «Южный поток».

Выставив множество преград на пути российского газа в Европу и тем самым заставив РФ отказаться от строительства «Южного потока», Евросоюзу придется с миру по нитке собирать голубое топливо. Ни проект строительства «Южного газового коридора», ни какой-то другой поставщик не сможет в среднесрочной перспективе предложить европейским потребителям те же объемы газа, которые готова поставлять Россия, считают опрошенные РИА Новости аналитики.

Президент РФ Владимир Путин 1 декабря в ходе своего визита в Турцию заявил, что Россия в нынешних условиях не может продолжать реализацию проекта «Южный поток», в том числе из-за неконструктивной позиции ЕС. Для удовлетворения потребностей Турции РФ построит новую газопроводную систему мощностью 63 миллиарда кубометров в год (как и у «Южного потока»). Из этого объема 14 миллиардов кубометров предусмотрены для Турции, остальной газ — около 50 миллиардов кубометров — будет поставляться на границу Турции и Греции.

Однако министры энергетики стран ЕС, участвовавших в этом проекте, отметили неофициальный характер информации о его приостановке. При этом они подтвердили свою позицию относительно необходимости соответствия столь значимых проектов в ЕС, как «Южный поток», законодательству Евросоюза. Среди альтернатив Европы по получению голубого топлива можно назвать строительство СПГ-терминалов, создание трубопроводных связей с «Южным газовым коридором», а также развитие «офшорных запасов газа» Восточного Средиземноморья и Черного моря.

По мнению аналитиков, реализация «Южного газового коридора» позволит Европе расширить «круг энергетических знакомств», но вместе с тем может привести к увеличению транзитных рисков.

«Южный газовый коридор» — это голубая мечта, которая если и реализуется, то очень нескоро. И, более того, может случиться так, что сменив поставщика, которого недолюбливают, Европа может приобрести более капризных и более проблемных контрагентов. Россия как поставщик энергоресурсов намного надежнее таких стран, как Иран, Ирак, Алжир, Туркмения», — полагает аналитик «Сбербанка КИБ» Валерий Нестеров.

Слон и моська

«Южный газовый коридор» предполагает строительство нескольких трубопроводов, которые позволят наладить поставки газа из Каспийского региона в Европу. Проект включает в себя расширение Южно-Кавказского газопровода, по которому азербайджанский газ с месторождения «Шах-Дениз 2» дойдет до Турции, а затем по Трансанатолийскому и Трансадриатическому газопроводам (TANAP и TAP соответственно) голубое топливо планируется поставлять через Грецию в Европу.

Баку обещает десятилетия поставок газа на европейские рынки, однако аналитики сомневаются в конкурентоспособности этих поставок.

«Тот „Южный газовый коридор“, который сейчас реализуется на базе проекта „Шах-Дениз 2“ и поставок азербайджанского газа, предполагает поставку до 10 миллиардов кубометров и выход на эту планку примерно через 10 лет — к 2022–2024 году…. При этом российский проект, который вместо „Южного потока“, должен прийти в Турцию, предполагает поставки на границу Греции до 50 миллиардов кубометров в год в рамках уже заключенных контрактов с потребителями в Южной Европе. Это просто несопоставимые объемы — 10 и 50 миллиардов кубометров. Это как слон и моська», — сказал замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Более того, учитывая сложность проекта разработки месторождения «Шах-Дениз 2», эксперт также сомневается в сроках получения обещанного Европе объема газа. «Я думаю, что вполне может выйти (на полку добычи — ред.) и в 2025 году, потому что проект сложный, и, учитывая сколько лет на проектную мощность выходил проект „Шах-Дениз 1“ (7 лет), есть большие риски», — добавил Гривач.

Для повышения мощности «Южного газового коридора» предполагается, что в эту трубопроводную систему будет также поступать газ из Туркмении, Ирака, в частности Курдистана, Ирана, Египта, наиболее сильным игроком из которых, по мнению Нестерова из «Сбербанка КИБ», является Туркмения. Эта страна могла бы предложить Европе около 30 миллиардов кубометров в год.

«Но все эти проекты очень нестабильные и рисковые. Ирану самому сейчас газу не хватает, плюс это страна, с которой еще не сняты санкции. В Ираке идет гражданская война, есть и большие собственные потребности в газе. В Туркмении нет договора о демаркации границы в южной части Каспийского моря. Плюс отношения между Туркменистаном и Азербайджаном сложные — они спорят за месторождения», — заключает эксперт.

Не в пользу газа «Южного газового коридора», по мнению Нестерова, говорит и его дороговизна. «Мы сделали расчеты — азербайджанский газ в Южной Европе никак не может быть дешевле газа газпромовского. И у них возможности снизить цены практически нет. Тогда проект будет убыточным. Газпромовский газ более конкурентоспособный», — сказал эксперт.

Дополнительные надежды

Дополнительными источниками газа для Европы считаются запасы Восточного Средиземноморья — Израиля, Кипра и потенциально шельфа Лиана. В настоящее время крупные месторождения углеводородов обнаружены и начинают разрабатываться у берегов Израиля. Но и тут не все так просто, как хотелось бы Европе.

«Этот газ частично законтрактован — он будет поставляться в Иорданию, Египет и использоваться для нужд Израиля. Израиль предлагает Южной Европе свой газ, но это опять же не такие объемы — думаю, не больше 5–10 миллиардов кубометров. Тем более, для поставок этого объема опять требуется дорогая труба, которая должна быть построена за счет ЕС. Поэтому вряд ли ЕС на это пойдет», — сказал аналитик «Сбербанка КИБ».

Другим вариантом того, как Европа может согреть себя холодными зимними вечерами, является налаживание поставок сжиженного природного газа и развитие для этого соответствующей инфраструктуры.

Однако, по словам старшего аналитика Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Марии Беловой, почти все планируемые к вводу до 2020 года заводы по производству СПГ уже законтрактованы, и доля Европы там невелика.

«Американский СПГ — замыкающий по стоимости газа в Европе поставщик. Для сравнения: стоимость российского газа с Бованенково (Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения — ред.) Европе порядка 220 долларов за тысячу кубометров, американского — в полтора раза больше», — отмечает эксперт.

Источник: РИА Новости, 10.12.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики