Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на бензин ждут президента

Цены на бензин ждут президента

На совещании с правительством президент РФ Владимир Путин возмутился росту цен на бензин при падении мировой стоимости нефти и призвал Федеральную антимонопольную службу отреагировать. Однако профильные министры не считают цены необоснованными и обещают продолжение их роста в 2015 году. Эксперты полагают, что объективных причин для роста цен действительно нет, а разница в понимании ценообразования связана с разницей в расстановке приоритетов главы государства и экономических ведомств. 

«Некоторые вещи вызывают, конечно, вопросы: вот на 10% на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты при снижении мировых цен на нефть на 35%… И это еще не все… Но основной рост зафиксирован в розничном сегменте, в то время как в оптовом цены снижаются. Это как вообще понять? А куда ФАС тогда смотрит?» — заявил президент.

В свою очередь, министр экономического развития Алексей Улюкаев отметил, что цены на горюче-смазочные материалы близки к уровню инфляции.

«Вы упомянули цены на бензин — рост 9,4% к ноябрю 2013 года, — заявил он. — На самом деле это всего на 0,3% выше, чем общий рост потребительских цен. Примерно одним темпом идут».

На следующий день министр энергетики Александр Новак напомнил, что в 2015 году вырастут акцизы на нефть и будет произведен т. н. налоговый маневр: понижена экспортная пошлина, но поднят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

«С учетом тех решений, которые приняты по акцизам и в рамках налогового маневра, мы, безусловно, считаем, что цены будут где-то на уровне инфляции плюс пару-тройку процентов», — пояснил он. По сути, речь идет о росте цен более чем на 10%.

Президент Российского газового общества, зампредседателя комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный считает, что «объективных причин для роста цен на бензин в этом году нет».

«Что касается налогового маневра и повышения ставок акцизов на нефтепродукты для формирования дорожных фондов, то в этом году законодательство не менялось, да и в следующем это повысит цену только на 1 рубль за литр. Инфляция также не касается ни добычи нефти, ни переработки: зарплата в течение года не меняется, стоимость комплектующих может быть и повысилась, но ниже инфляции. Кроме того, цены на бензин обычно от инфляции отстают, а в этом году опережают, — поясняет он. — Но, как мы видим, цены подтягивают под инфляцию и внутренние производители. На мой взгляд, это делается ради спекулятивных выгод».

Завальный считает, что косвенной причиной в пользу повышения цен можно считать только девальвацию рубля — из-за нее доходы производителей бензина на внутреннем рынке упали — или возросшие расходы нефтепереработчиков на начавшуюся модернизацию НПЗ для производства топлива класса Евро-5.

«Президент же говорит с социальной точки зрения. Ведь мы 70% нефти экспортируем, а на внутреннем рынке цены с учетом сложившей ситуации и во избежание роста социальной напряженности можно было бы попридержать. Ведь мы и так каждый день становимся чуть беднее из-за инфляции. А цены на бензин для нас всех важны, ведь сейчас почти в каждой семье есть автомобиль», — заключает он.

В свою очередь, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник считает важным, что президент обратил внимание ФАС на ситуацию.

Однако Завальный сомневается, что ФАС сможет повлиять на ситуацию.

«Они могут отслеживать только сговор. А регулировать цены может только биржа. Чем больше участников на бирже, чем больше предложения, тем ниже цены. Но у нас рынок нефтепродуктов, прямо скажем, не так развит», — сетует он.

Зато влияние мог бы оказать президент, добавляет депутат.

Комментирует Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ:

У ФАС компетенции хватает. За рецидивы по картельным сговорам — уголовная ответственность

Как можно объяснить разницу в понимании ценообразования?

Логика президента абсолютно прагматичная. Он привел доводы: мировые ценники на нефть упали на 35%, а бензин продолжает дорожать, обгоняя инфляцию. Мы наблюдаем такую непонятную картину вопреки мировым трендам, тенденциям и спросу. Важно, что президент обратил на это внимание, хотя у него сейчас проблем хватает и без бензина, да задача эта в первую очередь Федеральной антимонопольной службы, которая, скажем так, в последнее время абсолютно лояльна к нефтяному бизнесу. Хотя из ФАС и звучат устрашающие речевки, якобы и новые антимонопольные дела возбуждаются и штрафы, но по факту ничего не происходит, потому что когда начинаются какие-то столкновения — идут на мировую. Да, нефтяники порой снижают цену, но только в каком-то тестовом формате и не больше, чем на рубль и только на ограниченный срок.

Понятно, что ослабление рубля влияет. Но мы же исходим из общерыночной ситуации, смотрим на внутренние процессы. Правительство же замораживает тарифы естественных монополий для населения. Топливо — это ведь тоже энергоноситель.

Может быть, у ФАС просто не хватает компетенций, чтобы повлиять?

У ФАС компетенции хватает. За рецидивы по картельным сговорам уже существует уголовная ответственность. И этим рычагом нужно пользоваться. Создав прецедент, мы увидим другу картину.

Важно понимать, что монополизация нефтяного рынка, олигополия, сложившаяся на внутреннем рынке, сильна, и ее конфигурация не меняется. От идеи строительства независимых НПЗотошли еще в кризисном 2008 году.

Конечно, рост цен заботит граждан, бьет по всем социальным ориентирам, разгоняет цены, а удержать инфляцию — это одна из задач правительства. Получается, что сами же себе наступают на горло.

Автор: Александр Дюпин

Источник: ТАСС-аналитика, 11.12.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики