Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газпромбанк положил глаз на газ

Газпромбанк положил глаз на газ

Россия может получить еще один рычаг газового давления на Киев: Газпромбанк потребовал от Ostchem Дмитрия Фирташа погасить остаток кредита на $842,5 млн на покупку российского газа и грозит забрать залог — около 6 млрд кубометров газа в украинских подземных хранилищах. Если залог достанется Газпромбанку, он станет крупнейшим владельцем запасов газа в ПХГ Украины, а эти объемы крайне необходимы Киеву для прохождения зимы.

Газпромбанк официально объявил, что Ostchem Дмитрия Фирташа не в состоянии погасить кредит банка на $842,5 млн и потребовал срочного возврата средств. Если Ostchem не погасит кредит и проценты до 30 декабря, банк собирается предъявить требования о погашении кредита к поручителям — всем четырем крупным химическим предприятиям Ostchem, а также взыскать залог — 5,7 млрд кубометров газа в ПХГ Украины.

 

Газпромбанк предоставил $1,35 млрд Ostchem осенью 2013 года, чтобы на эти деньги был куплен газ для закачки в ПХГ. Этот газ зимой служил «страховкой» для «Газпрома» при транзите через Украину. В Ostchem входят химические концерн «Стирол» (Донецкая область), «Азот» (Черкассы), северодонецкое объединение «Азот» (Луганская область), «Ривнеазот», эстонский «Нитроферт» и «Таджиказот». После начала военных действий в мае Дмитрий Фирташ остановил работу луганского «Азота» и концерна «Стирол», и у Ostchem остались большие объемы газа. Но компания не может ими воспользоваться: 29 сентября Кабмин Украины запретил частным компаниям поднимать газ из ПХГ, чтобы сохранить необходимое давление. Таким образом, Ostchem не может продать свой газ и не может погасить кредит.

Владимир Путин описывал эту ситуацию в октябре, заметив, что невозможность поставки газа на украинские химпредприятия — «это внутренняя проблема Украины». В ноябре президент в интервью немецкому телеканалу ARD заявил, что Газпромбанк имеет право потребовать кредит Ostchem к погашению: «Но если мы это сделаем, то завалится вся финансовая система Украины. А если мы это не сделаем, то может завалиться наш банк. Что нам делать?» Сейчас Газпромбанк наряду с ВТБ претендует на средства Фонда национального благосостояния.

В Газпромбанке и Ostchem отказались от комментариев. Ключевой будет позиция украинского правительства, которое заморозило газ Ostchem. В ПХГ Украины сейчас 12,5 млрд кубометров, то есть без учета газа Ostchem Киев располагает всего 2–2,5 млрд кубометров (не менее 4,5 млрд кубометров — буферный газ, который нельзя поднять). Если Газпромбанк получит возможность решать судьбу газа Ostchem, то станет владельцем самых крупных запасов сырья на Украине, и от позиции банка будут серьезно зависеть перспективы прохождения отопительного сезона. Сейчас «Нафтогаз Украины» пытается минимизировать закупки газа в РФ: до конца года компания оплатила «Газпрому» только 1 млрд кубометров, а в Киеве настаивают на жесткой экономии энергоресурсов.

Правовые возможности Киева зависят от того, есть ли у ГПБ и Ostchem соглашение о внесудебном взыскании задолженности, а также от того, отдаст ли Ostchem залог добровольно. Если такого соглашения нет, то залог будет взыскиваться через суд (необязательно украинский). Но процедура обращения взыскания на залог, находящийся на Украине, если должник не исполнит решение суда добровольно, будет идти через местные суды: для приведения в исполнение решения третейского или российского суда его надо признать в хозяйственном суде Украины.

В истории газовых взаимоотношений России и Украины уже был похожий случай, когда «Нафтогаз» использовал для своих нужд газ швейцарской Rosukrenergo, совладельцем которой был господин Фирташ. После решения Стокгольмского арбитража «Нафтогаз» вынужден был вернуть газ, выкупив соответствующие объемы у «Газпрома». По мнению замглавы ФНЭБ Алексея Гривача, Украина вынуждена будет зимой использовать газ Ostchem, и в этой ситуации Дмитрию Фирташу, который в любом случае почти наверняка останется без газа, выгоднее отказаться от залога, погасив долг, который бизнесмен вряд ли сможет вернуть деньгами.

Авторы: Юрий Барсуков, Ольга Мордюшенко, Анна Занина

Источник: Коммерсантъ, 16.12.2014

 

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики