Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Может ли Запад оставить Россию без бензина

Может ли Запад оставить Россию без бензина

Какие новые санкции грозят отечественным нефтяникам

Западные санкции против российских нефтяников могут расширить. Эксперты считают, что следующим шагом может стать запрет на поставку катализаторов, необходимых для переработки «черного золота». Это обойдется России крупными неприятностями, ведь сейчас отечественные заводы для производства топлива используют западные химические компоненты. С какими сложностями может потенциально столкнуться нефтяная отрасль, рассказал «МК» директор Центра сырьевой экономики РАНХиГС Петр Казначеев.

Чем России может грозить запрет на поставку катализаторов, используемых в нефтеперерабатывающей промышленности?

Средний объем потребления катализаторов в нефтепереработке в России составляет 58 тыс тонн в год. При этом порядка 60-70% из данного объема закупается у иностранных производителей.

Наиболее уязвимыми являются два процесса, в которых в России практически полностью используют зарубежные катализаторы — это гидроочистка дизельного топлива и гидрокрекинг (процесс для переработки особо тяжелых марок нефти).

Введение санкций на ввоз в страну зарубежных катализаторов может привести к сокращению на 50-70% отечественных мощностей по глубокой переработке нефти. Пока так называемый третий пакет санкций не затрагивает нефтепереработку — только оборудование для перспективного производства нефти на ряде "сложных" месторождений. Если же санкции будут применены в отношении переработки, то они могут оказать влияние на сектор в ближайшей перспективе после их ввода в действие.

Нехватка катализаторов может отразиться на ряде видов топлива, используемых в разных отраслях и видах транспорта. Недостаток производства дизельного топлива может выразиться, например, в перебоях с поставками топлива для железнодорожного транспорта и грузового автотранспорта.

Что нужно сделать, чтобы наладить собственное производство такой продукции в России? Уже ведется работа в этом направлении?

Сейчас объемов собственного производства явно недостаточно. Полностью заменить западные катализаторы зарубежными быстро не получится.

Это и есть уязвимое место, по которому могут ударить санкции. Однако уже есть положительные российские прецеденты. Так, одно из предприятий по производству катализаторов крекинга в Омске полностью обеспечивает две соответствующие установки суммарной мощностью более 4 млн тонн в год на местном перерабатывающем заводе. Кроме того, в 2014 году они планируют выйти на московский рынок и намерены поставить 700 тонн продукции в столицу.

Другой завод находится в Башкирии. В прошлом году он запустил комплекс по производству микросферических катализаторов крекинга (один из основных катализаторов, используемых в процессах нефтепереработки). Мощность этого комплекса составляет 20 тысяч тонн в год. Этот производитель обещает через 2-3 года обеспечить данным видом катализатора все имеющиеся потребности России.

Можем ли мы в крайнем случае оперативно заменить американские и немецкие катализаторы, допустим, китайскими аналогами?

Катализаторы в необходимых количествах для России другими странами не производятся. Единственное, что можно сделать, — «запастись» катализаторами. Но в нынешней ситуации стремительного падения курса рубля вряд ли кто-то рискнет делать такие покупки "про запас", тратя на это иностранную валюту.

ЭКСПЕРТ «МК»:

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ:

Угрозу с катализаторами для нефтепереработки обозначена как потенциальная, никто из «западников» подобных мер не озвучивал в части включения в пакет санкций. Поэтому, пока заранее не стоит паниковать.

Однако надо понимать, что уязвимых мест в национальном ТЭК множество. Поэтому во власти актуализирована речь о необходимости программ масштабного импортозамещения. В случае проблем, будем «искать» и закупать катализаторы в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, а также синхронно форсировать развитие собственных мощностей. Схема с продажей катализаторов России через «буфер», например, через Белоруссию, тоже может «заработать». Но, все-таки, у Европы едва ли хватит фантазии решиться на подобную «диверсию». Тем более Старый Свет понимает, что России есть чем ответить на этот вызов: противостояние при эскалации может перейти из «яблочной» плоскости, например, в газовую — главную фобию Брюсселя.

Автор: Николай Макеев

Источник: Московский комсомолец, 17.12.2014 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики