Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Может ли Запад оставить Россию без бензина

Может ли Запад оставить Россию без бензина

Какие новые санкции грозят отечественным нефтяникам

Западные санкции против российских нефтяников могут расширить. Эксперты считают, что следующим шагом может стать запрет на поставку катализаторов, необходимых для переработки «черного золота». Это обойдется России крупными неприятностями, ведь сейчас отечественные заводы для производства топлива используют западные химические компоненты. С какими сложностями может потенциально столкнуться нефтяная отрасль, рассказал «МК» директор Центра сырьевой экономики РАНХиГС Петр Казначеев.

Чем России может грозить запрет на поставку катализаторов, используемых в нефтеперерабатывающей промышленности?

Средний объем потребления катализаторов в нефтепереработке в России составляет 58 тыс тонн в год. При этом порядка 60-70% из данного объема закупается у иностранных производителей.

Наиболее уязвимыми являются два процесса, в которых в России практически полностью используют зарубежные катализаторы — это гидроочистка дизельного топлива и гидрокрекинг (процесс для переработки особо тяжелых марок нефти).

Введение санкций на ввоз в страну зарубежных катализаторов может привести к сокращению на 50-70% отечественных мощностей по глубокой переработке нефти. Пока так называемый третий пакет санкций не затрагивает нефтепереработку — только оборудование для перспективного производства нефти на ряде "сложных" месторождений. Если же санкции будут применены в отношении переработки, то они могут оказать влияние на сектор в ближайшей перспективе после их ввода в действие.

Нехватка катализаторов может отразиться на ряде видов топлива, используемых в разных отраслях и видах транспорта. Недостаток производства дизельного топлива может выразиться, например, в перебоях с поставками топлива для железнодорожного транспорта и грузового автотранспорта.

Что нужно сделать, чтобы наладить собственное производство такой продукции в России? Уже ведется работа в этом направлении?

Сейчас объемов собственного производства явно недостаточно. Полностью заменить западные катализаторы зарубежными быстро не получится.

Это и есть уязвимое место, по которому могут ударить санкции. Однако уже есть положительные российские прецеденты. Так, одно из предприятий по производству катализаторов крекинга в Омске полностью обеспечивает две соответствующие установки суммарной мощностью более 4 млн тонн в год на местном перерабатывающем заводе. Кроме того, в 2014 году они планируют выйти на московский рынок и намерены поставить 700 тонн продукции в столицу.

Другой завод находится в Башкирии. В прошлом году он запустил комплекс по производству микросферических катализаторов крекинга (один из основных катализаторов, используемых в процессах нефтепереработки). Мощность этого комплекса составляет 20 тысяч тонн в год. Этот производитель обещает через 2-3 года обеспечить данным видом катализатора все имеющиеся потребности России.

Можем ли мы в крайнем случае оперативно заменить американские и немецкие катализаторы, допустим, китайскими аналогами?

Катализаторы в необходимых количествах для России другими странами не производятся. Единственное, что можно сделать, — «запастись» катализаторами. Но в нынешней ситуации стремительного падения курса рубля вряд ли кто-то рискнет делать такие покупки "про запас", тратя на это иностранную валюту.

ЭКСПЕРТ «МК»:

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ:

Угрозу с катализаторами для нефтепереработки обозначена как потенциальная, никто из «западников» подобных мер не озвучивал в части включения в пакет санкций. Поэтому, пока заранее не стоит паниковать.

Однако надо понимать, что уязвимых мест в национальном ТЭК множество. Поэтому во власти актуализирована речь о необходимости программ масштабного импортозамещения. В случае проблем, будем «искать» и закупать катализаторы в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, а также синхронно форсировать развитие собственных мощностей. Схема с продажей катализаторов России через «буфер», например, через Белоруссию, тоже может «заработать». Но, все-таки, у Европы едва ли хватит фантазии решиться на подобную «диверсию». Тем более Старый Свет понимает, что России есть чем ответить на этот вызов: противостояние при эскалации может перейти из «яблочной» плоскости, например, в газовую — главную фобию Брюсселя.

Автор: Николай Макеев

Источник: Московский комсомолец, 17.12.2014 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики