Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Одиночество «Газпрома» будет недолгим

Одиночество «Газпрома» будет недолгим

«Газпром» стал единственным владельцем акций оператора проекта по строительству морского участка газопровода «Южный поток». South Stream Transport B. V. будет использоваться для работ по другим маршрутам поставок российского газа, и уже вскоре у компании могут снова появиться иностранные акционеры

ОАО «Газпром» заключило соглашения с Eni, Wintershall и EDF о приобретении у них 50% акций компании South Stream Transport B.V., говорится в сообщении российского холдинга. Таким образом, «Газпром» становится владельцем 100% акций South Stream Transport B.V. - совместной проектной компании по строительству морского участка газопровода «Южный поток», который предполагалось проложить по дну Черного моря. Доля участия «Газпрома» ранее составляла 50% итальянской Eni - 20%, французской энергетической компании EDF и германской Wintershall Holding GmbH - по 15%.

В связи с тем, что получение разрешений для «Южного потока» трудно предсказуемо, а экономические последствия от затягивания его реализации на неопределенное время не поддаются подсчету, участники приняли решение о закрытии проекта», - прокомментировали решение о продаже пакета в Wintershall - дочернем предприятии нефтехимического концерна BASF.

Напомним: президент РФ Владимир Путин 1 декабря в ходе государственного визита в Турцию сообщил, что в нынешних условиях Россия не будет реализовывать проект «Южный поток». Глава «Газпрома» Алексей Миллер подтвердил, что проект стоимостью 15,5 млрд евро, рассчитанный на поставку 67 млрд кубометров газа в год, больше не актуален и закрыт. Позже он заявил, что «Газпром» меняет стратегию в отношении европейского рынка газа. «Наша стратегия меняется в отношении европейского рынка, в принципе, решение об остановке «Южного потока» - это начало конца нашей модели работы на рынке, когда мы ориентировались на поставки конечному потребителю», - пояснил Миллер. В средине декабря South Stream Transport B.V. сообщила трубным компаниям о прекращении поставок для строительства «Южного потока». Одновременно «Газпром» объявил о планах построить трубу сопоставимую по мощности - 63 млрд кубометров в год - не в Болгарию (член ЕС), а в Турцию. Четверть мощностей нового газопровода будет предназначена для турецкого рынка - компенсирует объемы, которые сейчас транспортируются через Украину и Балканы. Примерно 50 млрд кубометров будет выведено на хаб на границе Турции и Греции, и европейские покупатели, заинтересованные в этих объемах, смогут покупать газ там. Проектная компания для нового маршрута будет называться «Газпром Русская».

«Газпром» уже неоднократно сообщал, что планирует полностью пересмотреть стратегию в отношении европейского рынка, напоминает руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев. «Позиция Евросоюза по поводу реализации этого проекта была крайне неконструктивна и больше походила на глупость, учитывая, что «Южный поток» для них - лучшее решение проблемы энергетической безопасности за счет средств России. Сразу после решения остановить работу над проектом, «Газпром» сообщил о новом партнерстве с Турцией, которую планируют превратить в мощнейший распределительный хаб на юге Европы. Интересно и то, что «Газпрому» не придется «забрасывать» ту магистраль, которая уже была выстроена за последние три года, ее просто перенаправят по другому вектору через то же Черное море. Выкуп «Газпромом» 50% South Stream Transport B.V. говорит о том, что дальнейшие работы по реализации газопровода в направлении Турции, Македонии и Греции будут осуществляться уже без европейского посредничества. Таким образом, этот контракт полностью выпал из сферы их потенциального влияния», - пояснил он «Эксперт Online».

Проект «Южный поток» закрыт, на первый взгляд кажется, что сделка абсолютно бесполезная, но не все еще потеряно, возражает аналитик «Альпари» Анна Кокорева. «После заявления Владимира Путина во время визита в Турцию в ЕС сильно задумались. Ненужный газопровод оказался вдруг нужным. Еврокомиссия требует объяснений, созывает экстренное заседание, делегация болгарских дипломатов приезжает в Москву, чтобы обсудить ситуацию с «Южным потоком». Все это говорит о том, что спустя некоторое время проект может снова быть запущен, если в Европе создадут для этого все условия, и тогда «Газпром» окажется в очень выгодном положении, являясь единственным его акционером», - считает она.

«Газпром» купил 50% (205 тыс. 990 акций) компании South Stream Transport B. V. у Gazprom Germania в апреле 2014 года за 212,575 млн евро. А на заседании 10 сентября совет директоров «Газпрома» принял решение внести в капитал проектной компании 100 млн евро. Таким образом общие вложения российского холдинга в оператора проекта «Южный поток» - немногим больше 300 млн евро. 

Сумма, которую «Газпром» заплатил за выкуп 50% South Stream Transport B. V., не называется. Однако по мнению экспертов, ситуация с неопределенностью проекта  «Южный поток» играет на руку российскому холдингу. «Нынешние акционеры, в лице иностранных нефтегазовых компаний, в растерянности, они больше не хотят ждать, хотят вернуть свои деньги, поэтому с большим удовольствием сбросят обесценившиеся «бумажки», так как не видят дальнейших перспектив, - уверена Анна Кокорева. - Думаю, пакет будет стоить очень дешево, по нашим оценкам сумма сделки составит 150-200 млн евро». Артем Деев полагает, что цена данного пакета вполне могла составить около 400 млн евро.

Вполне вероятно, что выкуп Stream Transport B. V. связан с тем, что проект «Южный поток» еще не окончательно отменен или возможно будет объединен в рамках газопровода в Турцию, предполагает управляющий активами УК «Фонд Магута» Платон Магута. «Поэтому называть оператора этой системы «мертвым», наверное, преждевременно. При этом, вероятнее всего, цена сделки была чисто символической, поскольку действительно нет смысла покупать за большие деньги актив, не дающий доходности. В то же время, если проект все же будет запущен, можно будет рассчитывать на неплохую доходность и в этом случае сделка окажется весьма удачной», - говорит он.

Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает, что «Газпром» будет использовать South Stream Transport B. V. в качестве оператора газопровода в Турцию, но при этом не исключает, что компания будет работать и по другим, в том числе европейским направлениям. «Существуют разные варианты, куда направить четыре имеющиеся трубы. Возможно, одна нитка газопровода в итоге все же пойдет на Болгарию. Все зависит от предложений ЕС. «Газпром» же, выкупая акции South Stream Transport B. V. показывает, что намерен выполнять обязательства перед западными партнерами и готов компенсировать им потери от политических игр лидеров Евросоюза. Вполне возможно, что через год-полтора, когда закончится проектирование трубы в Турцию и станут ясны маршруты поставок российского газа, у компании-оператора проекта снова появятся акционеры помимо «Газпрома», не исключено даже, что те же самые», - резюмирует он.

Автор: Игорь Калиновский

Источник: Expert.Ru, 30.12.2014

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики