Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть опустилась до минимума с марта 2009 года

Нефть опустилась до минимума с марта 2009 года

Цена на нефть марки Brent на Лондонской бирже 13 января опускалась ниже $46 за баррель. На закрытии Лондонской биржи нефть стоила $45,90. The New Times опросил экспертов, как такое падение скажется на экономике России и на жизни рядовых граждан.

В течение торгов 12 января нефть марки Brent потеряла 5% своей стоимости, во вторник еще 2%. 13 января министр энергетики Объединенных Арабских Эмиратов Сухейлья Фараджа аль-Мазруи заявил, что Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) не смогла договориться о контроле над ценами путем снижения добычи. Более того, министр энергетики неофициального лидера ОПЕК подтвердил, что страны-участницы будут наращивать добычу нефти вне зависимости от цен на рынке. Так, по его словам, ОАЭ намерены довести нефтедобычу с нынешних 2,8 млн до 3,5 млн баррелей в день к 2017 году.

Ранее, в ноябре 2014 года, Владимир Путин заявил, что экономика стран-экспортеров рухнет, если цена на нефть будет поддерживаться на уровне $80 и ниже. Президент России связал это с тем, что у большинства нефтедобывающих стран бюджет верстается исходя из цены в $85-90. В связи с этим президент прогнозировал скорый рост цен на энергоресурсы.

Согласно обновленным прогнозам банка Goldman Sachs, в первой половине 2015 года баррель Brent будет стоить $43 (в прошлой версии прогноза — $85). В течение всего года средняя цена на баррель этой марки составит $70 вместо прогнозируемых ранее $90.

Доля нефтегазовых доходов в бюджете России в 2014 году составила 52,5%, поэтому цены на нефть существенно влияют на бюджет государства и быт рядовых граждан. Но как именно — большой вопрос. «Первое, что ощутит рядовой житель российских городов — это еще большее сокращение количества импортных товаров на полках магазинов», — считает сопредседатель совета директоров компании «Третий Рим» Андрей Мовчан. К этому, по его словам, прибавится рост стоимости зарубежных товаров и отсутствие полноценного импортозамещения. Ситуация будет похожа на 2010 год: малое количество торговых центров, сервисного бизнеса и общее снижение организованной бизнес-деятельности.

Более мрачные прогнозы дает Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy: стоит готовиться к галопирующей двузначной инфляции. При ценах на нефть ниже $40 за баррель Россия не справится с выполнением социальных обязательств, что повлечет за собой всесторонний кризис.

Эксперты видят только один выход из сложившейся ситуации — пересмотр и урезание бюджета. Текущий бюджет рассчитывался исходя из цены в $100 за баррель марки Brent. О необходимости пересмотра бюджета еще в декабре прошлого года заговорил премьер Дмитрий Медведев. Министерство финансов уже начало пересматривать главный финансовый документ страны, определив в качестве ориентира $60 за баррель в этом году.

«В первую очередь будут резать расходы на бюджетников, образование, культуру, здравоохранение. Правительство уже заявило, что статьи обороны и внутренних органов правопорядка защищены и не будут урезаться», — считает Крутихин. На пути «сдувания» бюджета могут встать политические причины. Как считает Мовчан, правительство вряд ли пойдет против большого количества бюджетников, привыкших к высокому уровню дотаций, против 10 млн военнослужащих и большей части чиновничьего аппарата, для которых большой бюджет является, в первую очередь, источником доходов.

Нефтедобывающая промышленность также не уйдет от проблем, однако, по словам аналитика Национального фонда энергетической безопасности Александра Пасечника, импортеры смогут отыграть падение прибылей за счет разницы курсов валют. «Инвестиционные программы, скорее всего, будут ужиматься вместе с производственным снижением. Это проблема, так как мы должны исполнять большое количество обязательств и контрактов. Возможно, это даже приведет к перераспределению объемов с Европы на Азию», — считает эксперт.

В целом, текущее падение цен на нефть не вызовет моментального коллапса, но коснется всех отраслей экономики. «Сейчас наша экономика напоминает больного раком, срок жизни которого сложно прогнозировать. Она может и через год умереть, и еще 10 лет прожить», — считает Мовчан. Сложность такого прогноза, по словам финансиста, зависит от многих факторов: от политики правительства, активности бизнеса, поведения инвесторов.

Источник: Новое время, 13.01.2015


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики