Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: «Обсуждаемая замена НДПИ на налог на финансовый результат призвана стимулировать добычу трудноизвлекаемой нефти в условиях истощения разработанных месторождений»

И. Юшков: «Обсуждаемая замена НДПИ на налог на финансовый результат призвана стимулировать добычу трудноизвлекаемой нефти в условиях истощения разработанных месторождений»

Российские нефтедобывающие компании давно ждали налоговой реформы. В частности, ими продвигалась идея о налоговых льготах для разработки новых или доразработки старых месторождений нефти. В итоге это вылилось в обсуждаемую в правительстве инициативу о замене НДПИ на налог на финансовый результат для месторождений с трудноизвлекаемой нефтью.

Проблема заключается в том, что Россия достигла порога добычи собственной нефти. В 2014 году этот уровень сравнялся с уровнем предыдущего года. А значит, в нынешнем году количество добытой нефти может уменьшиться. Дело в том, что постепенно истощаются старые советские месторождения, прежде всего, в Западной Сибири, а новых не так уж и много. Кроме того, темпы повышения количества добываемой нефти на них не покроет снижения объемов выработки старых месторождений.

Поэтому нужны налоговые стимулы для компаний, намеренных разрабатывать новые или доразрабатывать старые месторождения. Смысл в том, что на первом этапе нет доходов от данной деятельности. Пока налоговая система в этом случае негибка. Предложения как раз и заключаются в том, чтобы приспособить ее под новые условия и создать стимул для добычи трудноизвлекаемой нефти.

Есть отдельные примеры налоговых льгот и нововведений на участках добычи в Поволжье, Татарстане и Башкирии. В частности, там водился налог на добавленный доход (НДД). Разумно распространить эту практику на месторождения с трудноизвлекаемой нефтью в Западной Сибири, а также на Дальний Восток и крайний Север.

Автор: Игорь Юшков, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Опубликовано: Politcom.ru, 05.02.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики