Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовые супертанкеры сломают хребет «Газпрому»?

Газовые супертанкеры сломают хребет «Газпрому»?

Через два десятка лет супертанкеры заменят газопроводы, утверждают западные аналитики. СПГ — лишь альтернатива трубам, парируют российские эксперты.

В ближайшие 20 лет, согласно новому прогнозу BP Energy Outlook 2035, опубликованному британской энергетической компанией BP, глобальный спрос на энергоносители продолжит серьезный рост и увеличится на 37%, причем спрос на природный газ превысит спрос на нефть и уголь.

«Несмотря на эту перспективу, повода для ликования в московской штаб-квартире „Газпрома“ нет», — пишет немецкая газета Die Welt.

Причина в том, отмечают авторы доклада, что «российская сеть трубопроводов будет постепенно терять свое значение в качестве средства транспортировки газа». На смену ей придут танкеры для сжиженного газа, которые произведут революцию на мировом энергетическом рынке и оставят Россию в числе проигравших.

В целом, к 2035 году доля газа в балансе мировой экономики, согласно прогнозу BP, составит 26–28% и большая его часть будет транспортироваться не по трубам, а через терминалы для СПГ (сжиженного природного газа).

«Резкий рост перевозок сжиженного газа произойдет еще до 2020 года и будет составлять примерно 8% в год, что, по сути, означает, что к 2035 году танкеры заменят газопроводы в качестве важнейшего средства транспортировки», — прогнозирует исследование.

С этими утверждениями не согласен ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

«Расчёт делается на то, что будет много производителей СПГ, они начнут конкурировать между собой, и газ будет дешевле. Но пока мы не видим, чтобы кто-то активно производил дешёвый СПГ, — констатирует Юшков в интервью НСН. — Делается расчёт на то, что Австралия будет огромные объёмы производить, что США будут поставлять большие объёмы. Но себестоимость их газа очень высока, потому что в Австралии, например, его получают из угольных пород, и он стоит 600–700 долларов за тысячу кубометров. Он может продаваться только на рынке Азии, где цены высокие. Американский же газ, если и пойдёт, то в небольших объёмах — они вряд ли смогут превысить 60 миллиардов кубометров газа в год. И то не факт, потому что экономика американских компаний в довольно плачевном состоянии из-за того, что цена на нефть упала, а они компенсировали свои убытки именно за счёт добычи нефти. К тому же, газ из Америки будет дороже, потому что „плечо доставки“ очень высокое. Мы сейчас прогнозируем, что российский газ для европейцев будет стоить 220–250 долларов за тысячу „кубов“. Он идёт с привязкой к нефти — нефть подешевела, и газ подешевел. Прогнозы на дешёвый СПГ могут оправдаться только в том случае, если сам „Газпром“ настроит СПГ-терминалов», — считает эксперт.

«Для нас танкерная доставка газа не может быть выгоднее трубопроводной. Отправлять танкерами СПГ рентабельно только на дальние расстояния. А „Газпром“ предполагает поставлять газ в основном на близкие расстояния — в Европу, Китай — сопредельные страны. Здесь вопрос строительства газопроводов, в частности, „Южного потока“, заключается в том, чтобы отказаться от стран-транзитёров, прежде всего от Украины. Это — вопрос стратегический и для России, и для Европы», — напомнил Юшков в интервью НСН.

Как пишет та же Die Welt, уже сейчас во многих арабских государствах, например в Катаре, имеются огромные — величиной с целый завод — терминалы, которые сжижают природный газ для его дальнейшей транспортировки по морю. В Европе, в свою очередь, уже построен целый ряд морских терминалов для приема СПГ.

Смена важнейшего средства доставки газа приведет к далеко идущим последствиям для цен на газ и позиционирования классических поставщиков природного газа, каковым является Россия. «К тому же увеличение доли сжиженного газа позволит потребителям из Европы и Китая диверсифицировать возможных поставщиков». С распространением газовых супертанкеров старые правила газового бизнеса останутся в прошлом, прогнозируют западные аналитики.

В этой части ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков согласен с тем, что России, действительно, надо разрабатывать свою технологию по строительству СПГ-терминалов и строить их, прежде всего, в азиатской части.

«Это, в первую очередь, проект на Сахалине — там есть сегодня один действующий завод, и предполагается вводить либо третью очередь этого завода, либо строить новый завод „Роснефти“. Плюс — проекты „Владивосток-СПГ“, „Ямал-СПГ“ — все их нужно реализовывать и поставлять газ на азиатские рынки, где цены выше всего. Это — не самоцель, это не отказ от трубопроводного сегмента. Новых трубопроводов в Европу, кроме „Турецкого потока“, строить никто не собирается. Со строительством в Китай тоже не стоит увлекаться — надо построить „Силу Сибири“, протянуть её до Владивостока и там построить СПГ-терминал, чтобы лавировать между рынками. Что-то отправлять трубой, а что-то — в Японию, Южную Корею, тот же Китай в виде СПГ. Чтобы был выбор, куда поставлять. Потому что при одной трубе у вас будет монопсония и один покупатель. Здесь надо подходить разумно к каждому конкретному случаю. Говорить о том, что „сегмент трубопроводного газа умер, давайте строить СПГ“ — неправильно» — заключил Игорь Юшков в беседе с НСН.

Источник: НСН, 19.02.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики