Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: Европа планирует ввести монополию на газ

Эксперт: Европа планирует ввести монополию на газ

Еврокомиссия готовит новую стратегию общеевропейской энергетической безопасности. Все газовые сделки поступят под контроль ЕС.

Немецкие СМИ сообщили, что Еврокомиссия готовит новую стратегию общеевропейской энергетической безопасности. Необходимость в этом возникла в связи с украинским кризисом, когда надежность поставок газа из России в ЕС оказалась под угрозой.

Согласно проекту, государства–члены ЕС лишаются части суверенитета в энергетической политике в пользу Еврокомиссии. Последнее слово по энергетическим сделкам теперь может перейти к Брюсселю.

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач заявил НСН, что газовый рынок в Европе находится в депрессии, поэтому Евросоюз пытается расширить зону влияния, прикрываясь кризисом.

«Пользуясь кризисом между Россией и Западом, Брюссель пытается расширить зону влияния, забрать еще немного суверенитета в сфере энергетической политики у национальных правительств. А также - поставить под контроль частный бизнес, связанный с газом, максимально подвергнув их регулированию. Процесс либерализации газового рынка в Европе идет уже давно, но сопровождается он беспрецедентными шагами по усилению регулирования – декларации одни, а реальные шаги другие и идут в другом направлении», ─ отметил Гривач.

При этом эксперт считает, что политика ЕС в сфере энергетики подрывает привлекательность газа как одного из "чистых" ископаемых. Отказ от газа оказывает негативное воздействие на экономику европейских стран.    

«Действия Европейской комиссии привели к тому, что газовый рынок в Европе находится в депрессии. Энергетическая политика ЕС напоминает "тяни-толкая", когда чистый, экономически привлекательный энергоноситель, коим является газ, находится под жесточайшим давлением. Все это приводит к ренессансу угля, к стабилизации употребления более дорогой нефти. Это идет вразрез с "зелеными" установками, защитой климата и прочим. Это приводит к снижению конкурентоспособности европейских потребителей сырья и экономик в целом», - сообщил НСН замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности.

Любопытно, что новая стратегия предполагает и раскрытие конфиденциальности договоров между компаниями, в том числе и договоров «Газпрома» с европейскими партнерами.   

«Конфиденциальность коммерческих условий должна быть защищена на законодательном уровне. Полная прозрачность и открытость всех коммерческих условий ─ это первый способ убить конкурентоспособность. Очевидно, что тогда надо просто ввести монополию на газ. Видимо, в этом направлении энергетический союз и будет развиваться», ─ предположил Гривач.

Вместе с тем, эксперт привел в пример антимонопольное расследование, инициированное Еврокомиссией еще в 2011 году, в ходе которого были проведены масштабные обыски и выемка документации в европейских дочерних компаниях «Газпрома».  

«Следствие было в 10 странах, всю информацию уже давно вытрясли, но найти хоть какие-то серьезные нарушения не удалось. Использовать подобные расследования в качестве политической дубинки, возможность оказания давления несерьезно», ─ добавил Алексей Гривач.

В конце беседы он подчеркнул, что в долгосрочной перспективе у Европы нет серьезной замены российскому газу.

«Все остальные источники либо дороги, либо ограничены, либо ненадежны, либо вообще истощаются. Сейчас крупными поставщиками в Европе является норвежская StatoilASA, алжирская компания Sonatrach, катарская – QatarPetroleum», ─ заключил в интервью НСН Алексей Гривач.

Добавим, что европейские СМИ полагают, что новая стратегия энергетической безопасности вызовет критику национальных властей как вмешательство в суверенные дела, идущее вразрез с Договорами ЕС.

Согласно Лиссабонскому договору, обязанность Брюсселя заключается в обеспечении поставки энергоносителей в ЕС; право же государств-членов – самим определять условия использования энергоресурсов, выбирать между различными источниками энергии и определять структуру поставок. Для стран, серьезно зависящих от одного из поставщиков, предусмотрена возможность добровольного объединения для совместных закупок. 

Источник: НСН, 25.02.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики