Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: Европа планирует ввести монополию на газ

Эксперт: Европа планирует ввести монополию на газ

Еврокомиссия готовит новую стратегию общеевропейской энергетической безопасности. Все газовые сделки поступят под контроль ЕС.

Немецкие СМИ сообщили, что Еврокомиссия готовит новую стратегию общеевропейской энергетической безопасности. Необходимость в этом возникла в связи с украинским кризисом, когда надежность поставок газа из России в ЕС оказалась под угрозой.

Согласно проекту, государства–члены ЕС лишаются части суверенитета в энергетической политике в пользу Еврокомиссии. Последнее слово по энергетическим сделкам теперь может перейти к Брюсселю.

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач заявил НСН, что газовый рынок в Европе находится в депрессии, поэтому Евросоюз пытается расширить зону влияния, прикрываясь кризисом.

«Пользуясь кризисом между Россией и Западом, Брюссель пытается расширить зону влияния, забрать еще немного суверенитета в сфере энергетической политики у национальных правительств. А также - поставить под контроль частный бизнес, связанный с газом, максимально подвергнув их регулированию. Процесс либерализации газового рынка в Европе идет уже давно, но сопровождается он беспрецедентными шагами по усилению регулирования – декларации одни, а реальные шаги другие и идут в другом направлении», ─ отметил Гривач.

При этом эксперт считает, что политика ЕС в сфере энергетики подрывает привлекательность газа как одного из "чистых" ископаемых. Отказ от газа оказывает негативное воздействие на экономику европейских стран.    

«Действия Европейской комиссии привели к тому, что газовый рынок в Европе находится в депрессии. Энергетическая политика ЕС напоминает "тяни-толкая", когда чистый, экономически привлекательный энергоноситель, коим является газ, находится под жесточайшим давлением. Все это приводит к ренессансу угля, к стабилизации употребления более дорогой нефти. Это идет вразрез с "зелеными" установками, защитой климата и прочим. Это приводит к снижению конкурентоспособности европейских потребителей сырья и экономик в целом», - сообщил НСН замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности.

Любопытно, что новая стратегия предполагает и раскрытие конфиденциальности договоров между компаниями, в том числе и договоров «Газпрома» с европейскими партнерами.   

«Конфиденциальность коммерческих условий должна быть защищена на законодательном уровне. Полная прозрачность и открытость всех коммерческих условий ─ это первый способ убить конкурентоспособность. Очевидно, что тогда надо просто ввести монополию на газ. Видимо, в этом направлении энергетический союз и будет развиваться», ─ предположил Гривач.

Вместе с тем, эксперт привел в пример антимонопольное расследование, инициированное Еврокомиссией еще в 2011 году, в ходе которого были проведены масштабные обыски и выемка документации в европейских дочерних компаниях «Газпрома».  

«Следствие было в 10 странах, всю информацию уже давно вытрясли, но найти хоть какие-то серьезные нарушения не удалось. Использовать подобные расследования в качестве политической дубинки, возможность оказания давления несерьезно», ─ добавил Алексей Гривач.

В конце беседы он подчеркнул, что в долгосрочной перспективе у Европы нет серьезной замены российскому газу.

«Все остальные источники либо дороги, либо ограничены, либо ненадежны, либо вообще истощаются. Сейчас крупными поставщиками в Европе является норвежская StatoilASA, алжирская компания Sonatrach, катарская – QatarPetroleum», ─ заключил в интервью НСН Алексей Гривач.

Добавим, что европейские СМИ полагают, что новая стратегия энергетической безопасности вызовет критику национальных властей как вмешательство в суверенные дела, идущее вразрез с Договорами ЕС.

Согласно Лиссабонскому договору, обязанность Брюсселя заключается в обеспечении поставки энергоносителей в ЕС; право же государств-членов – самим определять условия использования энергоресурсов, выбирать между различными источниками энергии и определять структуру поставок. Для стран, серьезно зависящих от одного из поставщиков, предусмотрена возможность добровольного объединения для совместных закупок. 

Источник: НСН, 25.02.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики