Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российской «нефтянке» недостаточно налогового маневра

Российской «нефтянке» недостаточно налогового маневра

Стимулировать нефтедобычу в РФ можно было бы при помощи «норвежской» системы изъятия природной ренты — налога на финансовый результат. Но переходу на него мешает отсутствие налоговой дисциплины у российских компаний.

С 1 марта экспортная пошлина на нефть в России в среднем снижается на 7,1 доллара — до 105,8 доллара за тонну нефти. Ставка пошлины на нефть Восточной Сибири, каспийских месторождений и Приразломного второй месяц будет оставаться на нулевом уровне. Таковы правила введенного с 1 января налогового маневра — согласно им, при цене нефти ниже 65 долларов за баррель льготные месторождения получают нулевую ставку.

Эксперты считают, что изменение вывозной пошлины является полумерой. Для того, чтобы сдержать падение уровня добычи в России, необходим отказ от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и переход на налогообложение финансового результата (НФР). Однако в обозримой перспективе эта реформа в России вряд ли случится — власти сомневаются в налоговой дисциплине нефтяников.

Суть идеи

Если применяемый сегодня НДПИ взимается с объема добытой нефти, то налог на финансовый результат предполагает обложение полученного компанией дохода. Поскольку затраты, которые несут недропользователи при разработке различных месторождений разные, да и сами компании имеют разную степень финансовой прочности, НФР представляется более справедливым налогом.

К тому же, как говорит директор московского нефтегазового центра EY Денис Борисов, переход на НФР в сегменте разведки и добычи позволил бы отказаться от целого ряда адресных льгот, счет которых идет на десятки. «В целом жизнеспособность НФР была доказана развитием мировой налоговой системы в нефтегазовом секторе. В частности, в Норвегии, Австралии и Великобритании полностью отказались от роялти и других налогов, связанных с валовыми показателями», — заявил DW эксперт.

Кто был бы в выигрыше

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отмечает, что главными выгодоприобретателями от перехода на новую систему могли бы стать главным образом компании, реализующие высокозатратные проекты. «Это те, кто работает в Восточной Сибири, Ненецком автономном округе, те, кто собирается осваивать северные регионы, — говорит он. — К тому же НФР стал бы подспорьем для проектов по добыче высоковязких нефтей в Башкортостане и Татарстане, проектов на баженовской свите».

Месторождения трудноизвлекаемой нефти, по словам эксперта, не смогут быть запущены без перехода на НФР, поскольку для разработчиков это просто невыгодно. «Смысл в том, чтобы минимизировать налоговое бремя для новых проектов, а когда они станут доходными, собрать с них даже больше, чем дал бы НДПИ», — заявил Юшков DW.

Кроме того, по его словам, налог на финансовый результат сделал бы более реалистичным появление новых игроков на рынке. Особенно среди небольших компаний. «Они могли бы начать разработку малых месторождений, которые неинтересны гигантам. Сегодня малые нефтяные компании боятся приступать к такой работе», — объясняет он.

Минусы

Однако же есть у проекта перехода на НФР и свои негативные стороны. «Налог на добычу полезных ископаемых очень прозрачен и прост для расчета, уплаты и контроля. Он обеспечивает стабильные поступления в бюджет и очень мало подвержен различным злоупотреблениям. НФР, напротив, можно назвать очень „непрозрачным“ налогом, который подвержен всем манипуляциям, свойственным налогам на прибыль, в частности, выводу в офшоры», — заявила DW руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Александра Суслина.

По ее словам, игнорировать тот факт, что «Россия — страна с очень большим теневым сегментом экономики», невозможно, а потому нельзя и «гарантировать отсутствие проблем размывания прибыли и ее вывода в низконалоговые юрисдикции». Игорь Юшков соглашается с тем, что определенные риски для собираемости налога существуют. «Есть опасения, что компании будут записывать в затраты суммы, которые таковыми не являются. Это позволит им показать, что проект еще невыгоден», — говорит он.

Что в итоге

Разумеется, власти не могут не осознавать всех рисков новой системы. А потому нельзя исключать того, что эти риски могут быть заложены в новые номинальные налоговые ставки, что не будет способствовать снижению налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков, полагает Александра Суслина. «Логично предположить, что правительство, даже в случае перехода на НФР будет исходить из того, что поступления по такому налогу должны приносить в казну уж никак не меньше, чем НДПИ», — отмечает она.

Особенно это актуально сегодня — в условиях недобора доходов, низких цен на нефть и высокой нестабильности. «К слову, недобор доходов на 2015 год ожидается порядка 2,2–2,5 триллиона рублей по сравнению с уровнем, записанным в закон о бюджете на 2015 год», — говорит эксперт ЭЭГ. Таким образом, резюмирует она, ожидать перехода на НФР в обозримой перспективе все же не приходится.

Для отрасли это означает неминуемое падение добычи, считает Игорь Юшков. По его словам, определенную надежду на то, что ситуация сдвинется с мертвой точки, вызывает желание властей опробовать новую систему на пилотных проектах. Как сообщил неделю назад вице-премьер Аркадий Дворкович, «пилоты» могут начать работать уже в 2016 году. Правда, как говорят критики, принцип их отбора также может оказаться непрозрачным, что вселяет мало надежды на оздоровление отрасли.

Автор: Евлалия Самедова

Источник: Deutsche Welle - Russian, 28.02.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики