Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Сегодня Украина получает газ по достаточно комфортной цене»

«Сегодня Украина получает газ по достаточно комфортной цене»

Россия может сделать скидку на газ для Украины. По словам министра энергетики Александра Новака, правительство рассматривает такую «теоретическую возможность». Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Петра Косенко.

Размер бонуса, по словам Новака, во многом зависит от текущей ситуации, от рынка, а также от конкурентоспособности российского газа. Министр также отметил, что 100 млн кубометров газа, которые были поставлены в Донбасс с 19 февраля, должны идти в рамках единого контракта с Украиной. Документ предполагает цену в $329 за 1 тыс. кубометров. Планируется, что пока эта сумма не изменится.

— Как вам кажется, Киев на какую скидку сможет рассчитывать в летнем энергопакете?

— Теоретически Киев может рассчитывать на сохранение существующей сейчас скидки в $100 за 1 тыс. кубометров. Это, естественно, максимально то, на что мы можем пойти. Там возникает коллизия, она связана с тем, что, поскольку газовые цены привязаны к нефтяным по долгосрочным контрактам, включая контракт с «Нафтогазом», естественно, уже во втором квартале цена пойдет вниз, потому что нефть дешевела, а поскольку там лаг где-то в полгода, соответственно, это и скажется на ценах поставки газа на Украину. Тем самым, в принципе, даже если скидку эту не предоставлять, все равно цена окажется не слишком выше, чем нынешняя стоимость поставки газа на Украину. Правда, мы должны понимать, что стоимость газа для других восточноевропейских стран в этом случае окажется ниже, чем цена поставок на Украину, и отсюда тоже могут возникать определенные эмоции.

Так что, по словам Новака, мы готовы проявить рациональный подход, хотя мы можем, как европейцы, занять такую юридически грамотную страусиную позицию, страусиную в том плане, что сделать вид, что есть контракт, и надо его выполнять, как европейцы очень часто и делают. Например, когда у нас возникают сложности с Украиной как с транзитером, они все время говорят: «Ой, слушайте, а у нас контракт предполагает доставку газа до границы Европейского союза, а что происходит в процессе этой доставки, нас вообще не волнует, поэтому с этой Украиной сами как-то разбирайтесь, можно в Брюсселе встретиться, но, в общем-то, это ваша зона ответственности». И сейчас они нам предлагают: «Не стройте „Турецкий поток“, гоните газ через Украину». Мы говорим: «А если начнут воровать газ, или возникнут другие проблемы?». «Ничего страшного, это в итоге ваша будет головная боль». «Как «ничего страшного»? Вы не хотите подключаться к этому, и все время апеллируете к контрактам. Тут мы тоже можем сказать: «Есть контракт, извините, мы проявили добрую волю, теперь добрая воля заканчивается».

Еще раз повторю, мы всегда входили в положение Украины, поэтому я совершенно не исключаю, что эта стодолларовая скидка будет продлена и на летний пакет. Но там есть еще нюанс, связанный с оставшимся долгом Украины, где-то 2,4 млрд за прошлый год. Я думаю, что мы можем логику зимнего пакета применить. Напомню, там логика была такая: мы даем стодолларовую скидку, Украина начинает платить долги, и система предоплаты — платите на депозит деньги, получаете скидку. Я думаю, что мы можем просто эту схему продлить: заплатите долг, или давайте согласуем график на 2015 год, как вы эти 2,4 млрд погасите, только по предоплате поставки, и сохраняется стодолларовая скидка. Я думаю, что это самый разумный подход, и это серьезная уступка Украине.

— Получается, все равно опять же то, что вы сказали, поскольку для европейских потребителей цена за газ все равно получается немного ниже, чем для Киева, Киеву выгоднее, получается, по реверсу газ покупать?

— Нет, подождите, я не так сказал. Я сказал о том, что если мы отменим эту скидку со второго квартала, в этом случае цена газа для Украины будет действительно выше, чем цена для соседей. Сегодня цена газа для Украины ниже, чем среднеевропейская, и ниже, чем у всех соседних с Украиной государств. В этом плане сегодня Украина получает газ по достаточно комфортной цене. Что касается реверса, мы неоднократно приводили расчеты, можете у нас на сайте их найти, буквально по начало этого года, там есть специальные у нас калькуляции на тему стоимости сегодня реверса для Украины, и мы совершенно четко можем сделать вывод, что это исключительно политический шаг, который никакой экономии Украине не приносит.

На самом деле, реверс сейчас обходится Украине дороже, чем поставки российского газа, просто поскольку она этому вопросу придала серьезный политический оттенок, исторически спекулируя на теме «мы избавились от российского газа», правда, забывая сказать, что по реверсу она тоже получает российских газ, просто не в рамках контракта с «Газпромом», но никакой выгоды, естественно, там нет. При сохранении стодолларовой скидки, естественно, реверс тоже никакого смысла иметь не будет.

— Еще один нюанс, который не так давно появился во всей этой газовой пирамидке, которую мы имеем, поставки газа в ДНР и ЛНР, и споры теперь идут вокруг того, кто должен за этот газ платить. Каким образом из этой ситуации выкручиваться всем?

— Действительно, тут возник нюанс, связанный с тем, что мы уже поставили 100 млн кубов на Донбасс, и проблема в том, что мы готовы разделить вопрос поставок на Украину и вопрос поставок газа в Донецк. Юридически у «Газпрома» нет контракта с Донбассом, да и непонятно, с кем там заключать контракт, поэтому сейчас поставки, идут не в рамках коммерческих отношений, а фактически в рамках нашей гуманитарной помощи. Возникает вопрос, вопрос не только экономический, но во многом политический, потому что, если Украина считает Донецкую и Луганскую область частью Украины, наверное, они должны нести ответственность за эти территории, покупать у России газ и дальше распределять его по территории Украины, включая, естественно, Донецк и Луганск.

— Так и было до недавнего времени. Еще две недели назад именно эта схема и работала.

— Конечно, абсолютно правильно.

— Потом Киев, насколько мы знаем, сказал, что газопровод, который идет в сторону ЛНР и ДНР, поврежден, поэтому поставки прекращаются, правда, спустя несколько дней Киев сказал, что все нормально, газопровод работает, и поставки продолжаются. Но началась уже эта политическая история, в Донецке и Луганске стали говорить о том, что оттуда мы не получаем, а из России получаем. Как Киев сможет померить реальное количество газа, который с территории России по этим резервным газопроводам был поставлен напрямую в ДНР и ЛНР?

— Как вы понимаете, Украина не контролирует сейчас границу России, ЛНР и ДНР, поэтому Украина не имеет наблюдателей на двух газоизмерительных станциях — станция Платово и станция Прохоровка. На самом деле, если бы у Украины было желание, она могла бы туда наблюдателей направить. Я уверен, что никаких проблем не было. «Нафтогаз» не предлагал такого решения. Если бы «Нафтогаз» сказал: «Слушайте, проблема только в том, что мы не контролируем объемы поставок», этот вопрос решили бы элементарно: окей, направляйте своих представителей, пусть они сидят в Платово и Прохоровке, смотрят те объемы, которые идут в Донбасс.

Но Украина не предложила этот вариант и на него не пошла. Гораздо проще было заявлять, что идет неконтролируемый объем поставок, мы ничего платить не будем, и вообще, если что, с намеками, что будем применять самые неожиданные меры вплоть до изъятия газа из транзитных объемов. Напрямую это, естественно, не говорилось, но по складывающейся ситуации речь могла идти именно об этом. Поэтому здесь кризис был сознательно спровоцирован. Вы сказали, что Украина заявила о том, что она починила газопровод. Действительно, это произошло два четверга назад, она с утра заявила, что он поврежден, а вечером сказала неожиданно, что он уже работает. Но почему-то ни один кубометр газа по нему так и не прошел до сих пор, а уже две недели вся эта ерунда продолжается практически.

— Здесь опять же вопрос, кто мониторит эту ситуацию, правильно я понимаю, кто сидит, смотрит?

— Слушайте, Донецк говорит о том, что он ничего не получает, и Украина никакой фактуры не предоставляет. Мы сказали, что мы поставили 100 млн кубов, по крайней мере, мы называем цифру. Украина ни одной цифры. Скажите, сколько вы поставили хотя бы, да, чтобы было от чего отталкиваться. Идет заявление о том, что газопровод работает, но никаких цифр почему-то «Нафтогаз» не предоставляет. Сколько вы прокачали-то по нему?

Источник: Коммерсант ФМ, 03.03.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики