Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европейский энерготреугольник

Европейский энерготреугольник

На днях Еврокомиссия озвучила план создания Энергетического союза ЕЭС – самого амбициозного энергопроекта Евросоюза с момента его создания. Он призван интегрировать в единую систему 28 энергорынков европейских стран. Однако некоторые положения плана идут вразрез интересам государств и не соответствуют принципам свободной конкуренции.

Энергетический союз должен заработать к 2030 году, но до этого предложения Еврокомиссии должны быть одобрены государствами – членами ЕС и Европейским парламентом. Соответствующие заседания запланированы на март.  

Предложения о создании Энергетического союза ЕС представил вице-президент Еврокомиссии Марош Шевчович. «Сегодня мы запускаем самый амбициозный энергетический проект с момента создания Европейского союза угля и стали. Он интегрирует все наши 28 энергорынков в один, чтобы сделать Европу менее зависимой от поставок энергоресурсов», – сказал он.  

План Еврокомиссии также включает ряд мер в электроэнергетике и в части повышения энергетической эффективности. Усиление трансграничных связей в электроэнеретике (к 2020 году 10% генерирующих мощностей в ЕС должны быть доступны для торговли между государствами) позволит потребителям в Европе сэкономить около 40 млрд евро в год, указано в сообщении Еврокомиссии. Энергетическая неэффективность жилого фонда оценивается в 75%, и работа в этом направлении также рассматривается как мера по снижению зависимости от поставок энергоресурсов.  

Но главная цель Союза – сделать Еврокомиссию единым координатором деятельности всех 28 членов ЕС в части поставок энергоресурсов, то есть получить полномочия, которыми сегодня обладают государства ЕС при заключении коммерческих контрактов на поставку в первую очередь газа. «Теперь все энергетические сделки с внешними контрагентами ЕС должны будут проходить визирование в Брюсселе. Это значительно усложняет процесс согласования межправсоглашений – вместо двух сторон теперь будет «треугольник», что не только не делает более прозрачным газовый бизнес, но и в какой-то степени ущемляет права входящих в ЕС стран», – сказал «Перетоку» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.  

«Страны потеряют возможность вести отдельные переговоры, как сейчас происходит по политическим вопросам. По сути это перенос центра ответственности на уровень Брюсселя», – в свою очередь отметил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.  

«Политическая ангажированность Брюсселя усиливается. Мы ожидали, что новый энергетический комиссар Марош Шевчович будет большим прагматиком, но он скорее приверженец западных ориентиров», – считает А. Пасечник.  

Чтобы снизить поставки из России, Еврокомиссия намерена сосредоточиться на налаживании поставок по новому южному коридору – из стран Каспийского бассейна через Турцию. Поставщиками могут стать Алжир, Азербайджан, Туркменистан, Ирак и Иран.  

«Важно, что в новой стратегии не говорится о едином центре закупок газа, ведь централизация идёт вразрез со свободным конкурентным рынком», – отмечает Александр Пасечник. Это предложение было выдвинуто весной 2014 года экс-премьером Польши, а теперь президентом ЕС Дональдом Туском.  

По мнению экспертов, Еврокомиссии будет непросто получить согласие со стороны всех членов ЕС. Оппонентом может стать, например, Венгрия, которая получает из России примерно половину требуемых ей объёмов газа. Президент страны Виктор Орбан в середине февраля провёл встречу с главой РФ Владимиром Путиным, и основным вопросом повестки дня стало заключение нового газового контракта. Орбан заявил, что не намерен отказываться от суверенных национальных полномочий в области энергетической политики, пишет The Guardian.

Автор: Анна Милина

Источник: Переток.Ru, 03.03.2015


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики