Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европейский энерготреугольник

Европейский энерготреугольник

На днях Еврокомиссия озвучила план создания Энергетического союза ЕЭС – самого амбициозного энергопроекта Евросоюза с момента его создания. Он призван интегрировать в единую систему 28 энергорынков европейских стран. Однако некоторые положения плана идут вразрез интересам государств и не соответствуют принципам свободной конкуренции.

Энергетический союз должен заработать к 2030 году, но до этого предложения Еврокомиссии должны быть одобрены государствами – членами ЕС и Европейским парламентом. Соответствующие заседания запланированы на март.  

Предложения о создании Энергетического союза ЕС представил вице-президент Еврокомиссии Марош Шевчович. «Сегодня мы запускаем самый амбициозный энергетический проект с момента создания Европейского союза угля и стали. Он интегрирует все наши 28 энергорынков в один, чтобы сделать Европу менее зависимой от поставок энергоресурсов», – сказал он.  

План Еврокомиссии также включает ряд мер в электроэнергетике и в части повышения энергетической эффективности. Усиление трансграничных связей в электроэнеретике (к 2020 году 10% генерирующих мощностей в ЕС должны быть доступны для торговли между государствами) позволит потребителям в Европе сэкономить около 40 млрд евро в год, указано в сообщении Еврокомиссии. Энергетическая неэффективность жилого фонда оценивается в 75%, и работа в этом направлении также рассматривается как мера по снижению зависимости от поставок энергоресурсов.  

Но главная цель Союза – сделать Еврокомиссию единым координатором деятельности всех 28 членов ЕС в части поставок энергоресурсов, то есть получить полномочия, которыми сегодня обладают государства ЕС при заключении коммерческих контрактов на поставку в первую очередь газа. «Теперь все энергетические сделки с внешними контрагентами ЕС должны будут проходить визирование в Брюсселе. Это значительно усложняет процесс согласования межправсоглашений – вместо двух сторон теперь будет «треугольник», что не только не делает более прозрачным газовый бизнес, но и в какой-то степени ущемляет права входящих в ЕС стран», – сказал «Перетоку» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.  

«Страны потеряют возможность вести отдельные переговоры, как сейчас происходит по политическим вопросам. По сути это перенос центра ответственности на уровень Брюсселя», – в свою очередь отметил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.  

«Политическая ангажированность Брюсселя усиливается. Мы ожидали, что новый энергетический комиссар Марош Шевчович будет большим прагматиком, но он скорее приверженец западных ориентиров», – считает А. Пасечник.  

Чтобы снизить поставки из России, Еврокомиссия намерена сосредоточиться на налаживании поставок по новому южному коридору – из стран Каспийского бассейна через Турцию. Поставщиками могут стать Алжир, Азербайджан, Туркменистан, Ирак и Иран.  

«Важно, что в новой стратегии не говорится о едином центре закупок газа, ведь централизация идёт вразрез со свободным конкурентным рынком», – отмечает Александр Пасечник. Это предложение было выдвинуто весной 2014 года экс-премьером Польши, а теперь президентом ЕС Дональдом Туском.  

По мнению экспертов, Еврокомиссии будет непросто получить согласие со стороны всех членов ЕС. Оппонентом может стать, например, Венгрия, которая получает из России примерно половину требуемых ей объёмов газа. Президент страны Виктор Орбан в середине февраля провёл встречу с главой РФ Владимиром Путиным, и основным вопросом повестки дня стало заключение нового газового контракта. Орбан заявил, что не намерен отказываться от суверенных национальных полномочий в области энергетической политики, пишет The Guardian.

Автор: Анна Милина

Источник: Переток.Ru, 03.03.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики