Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Реанимация Набукко выгодна России»

«Реанимация Набукко выгодна России»

Проект Набукко возрождается. Согласно заявлениям президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Болгарии Бойко Борисова, азербайджанский газ по построенному газопроводу хлынет на просторы Европы. О перспективах этого проекта "Эксперт Online" поговорил с руководителем Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым

Что означает подписание соглашения между Азербайджаном и Болгарией? Набукко получил вторую жизнь?

Это соглашение ни о чем, и серьезно воспринимать его не стоит. Это фактически пустая декларация. Для серьезной реализации проекта Набукко нужно собирать под него пул коммерческих инвесторов, договариваться с Турцией, и только после этого говорить о его реанимации. Тут же никаких инвесторов нет, поскольку элементарно нет газа, который этот трубопровод может прокачивать. Напомню, что, согласно начальному проекту Набукко, он должен был собирать газ из целого ряда стран, включая Иран, Ирак и даже Египет, и поставлять его через территорию Турции на юго-восток Европы. Сейчас же говорят об азербайджанском газе. Однако есть TAP/TANAP, рассчитанный на поставку 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа в ЕС (из которых 1 миллиард уйдет в Грецию, 1 миллиард - в Болгарию и еще 8 миллиардов - в Италию).  Там все согласовано, в том числе и маршрут (он идет через Турцию в Грецию, а затем в Италию). И проблема в том, что больше свободного газа-то у Азербайджана нет, геологоразведочные работы в этой стране не принесли особого результата. И под чей газ-то в итоге будет создаваться Набукко? Скажем, туркменский уже пустить в Европу не получится - он весь законтрактован китайцами.

 

Ну, может, под иранский? 

Ну тогда и нужно было подписывать соглашение с Ираном. Да, в ЕС муссируется идея будущих поставок газа из ИРИ. Но я уверен, что никакого иранского газа в обозримой перспективе не будет. Во-первых, нужно сначала снять с Ирана санкции. Ну, допустим, что США уломают своих европейских коллег и даже Израиль (что крайне маловероятно после скандала в выступлением Нетаньяху в Конгрессе – скорее, Израиль сам нанесет удар по Ирану, если США будут грубо продавливать свою позицию). Однако после этого нужно начинать добычу газа, строить трубопровод через весь Иран, создавать инфраструктуру. Это дело многих лет. И непонятно, что за это время произойдет в иранской политике: европейцы почему-то считают иранский режим дружественным и не замечают многочисленные заявления иранцев в последние месяцы - в частности о том, что они еще подумают, поставлять Европе газ или нет. А все потому, что дана команда изображать из Ирана демократическую страну в противовес тоталитарной России. Все это, конечно, смешно, ведь потом такая «дружба» может создать Европе серьезные проблемы.

А зачем Азербайджан играет в эти игры8, если известно, что лишнего газа у него не будет?

Азербайджан с удовольствием наблюдает за ситуацией, когда он превратился в единственную альтернативу России с точки зрения поставок газа на юг Европы - даже несмотря на то, что их пресловутые 10 миллиардов кубов будут не в 2017 году, как они обещали, а году к 2021-2022. И пытается еще больше укрепить свое нынешнее положение через заявления о том, что у него-де есть еще газ. Почему не поизображать из себя большую газовую страну и спасителя от злобной России, если за это что-то перепадет? Ведь это позволяет Азербайджану серьезно укреплять свои позиции в Европе. Например, Баку удалось выиграть тендер на покупку греческой компании DESFA, владеющей национальной ГТС. Это грубейшее нарушение Третьего Энергопакета (производитель газа не имеет права владеть ГТС), однако старый состав Еврокомиссии не решился обижать друзей в Баку и сделку не отменил, просто заморозив ее одобрение. Вопрос висит аж с 2013 года! Эту скользкую тему передали на рассмотрение новому составу ЕК. Нынешние же еврокомиссары тоже пока молчат, ибо не хотят начинать свое правление с позора или скандала. Решение в очередной раз отложили на 22 апреля 2015 года. И, думаю, еще перенесут. Если ЕС не займет тут принципиальную позицию и не образумится, то недалек тот час, когда Азербайджан начнет выдвигать политические требования к Европе. Например, по вопросу Нагорного Карабаха.8

А в чем смысл поведения Болгарии?

Действия Болгарии носят скорее эмоциональный характер - страна действует на поднявшейся волне разговоров о формирующемся в ЕС энергосоюзе, альтернативном России газе, дружбе с Ираном. В итоге идет откапывание трупов, которые отнюдь не живые, а вполне себе мертвые. Кроме того, наблюдается паника относительно упущенных возможностей - саботируя Южный поток, болгары совершили колоссальную ошибку. Они потеряли транзитные деньги, суперльготные условия поставок и теперь просто не могут себе этого простить.

А этот энергосоюз несет нам угрозу?

Некоторые элементы этого энергосоюза реализуются уже сейчас. Например, мониторинг контрактов - причем Еврокомиссия не только оценивала контракты, но и проводила соответствующие обыски в офисах партнеров «Газпрома». Такой мониторинг по-европейски. Однако если доводить эту ситуацию до логического конца - централизованные закупки газа Брюсселем и последующее распределение его между странами-членами ЕС, что и предлагает Дональд Туск - то получится, что энергосоюз означает отмену коммерческих контрактов и газового бизнеса, и переход к социалистическим методам экономики с распределительной системой и превращение Брюсселя в этакий огромный энергетический госплан.

Однако с другой стороны определенные идеи в рамках Энергосоюза – даже реанимация Набукко - в чем-то выгодна России. Представим, что они где-то нашли газ, турки построят под него газопровод через свою территорию к границе с Грецией - а дальше он куда пойдет? Варианта три. Через Грецию и Балканы в Венгрию и Австрию. Через Болгарию и Балканы опять же в Венгрию и Австрию. Или через Грецию в Италию. Европейцам придется определиться и наконец-то начать строить газотранспортную инфраструктуру на своей территории  - собственно, то, чего мы от них добиваемся в связи с «Турецким потоком». Пусть построят трубу, а затем уже будет обеспечена честная конкуренция российского газа и того же иранского в рамках третьего Энергопакета (предполагает конкуренцию газа за вход в трубу, которой не имеют право владеть производители). А мы посмотрим, у кого к 2020 году в этом хабе будет газ. Уверен, что иранского и туркменского газа там не окажется. Если ЕС честный1 в своей идее конкуренции газа с газом - пусть создает условия для этой конкуренции, а не занимается откровенной дискриминацией одного поставщика. 

Источник: Expert.Ru, 06.03.2015


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики