Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что принесет строительство TANAP «Турецкому потоку»?

Что принесет строительство TANAP «Турецкому потоку»?

Баку и Анкара начали строить газопровод для доставки азербайджанского газа в Турцию и — с 2020 году — в Европу. О том, какие риски проект несет для «Турецкого потока», выясняла DW.

17 марта в турецкой провинции Карс состоится торжественная церемония начала строительства Трансанатолийского газопровода (TANAP). В ней примут участие президенты Азербайджана и Турции Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган. Именно Азербайджан и Турция — главные участники проекта, предусматривающего транспортировку газа с крупнейшего азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» от грузинско-турецкой границы до западных границ Турции. Впоследствии эту трубу планируется объединить с системой, по которой газ будет поступать в Европу. Некоторые эксперты полагают, что данные проекты делают бессмысленным российский «Турецкий поток». Другие оставляют «Газпрому» шанс побороться с газом конкурентов на подступах к Европе.

Суть проекта

Соглашение по строительству TANAP было подписано 26 июня 2012 года в Стамбуле. Проект включает в себя систему газопроводов протяженностью 1800 километров, проходящих от грузинско-турецкой до турецко-греческой границы, короткого морского участка, измерительных и компрессорных станций и прочей инфраструктуры.

Пропускная способность трубы на первом этапе составит 16 млрд кубометров, из которых 6 млрд будут предназначены для Турции и 10 миллиардов — для Европы. Затем возможно увеличение мощности до 31 миллиарда кубов. Стороны (в проекте 30 процентов принадлежат турецкой BOTAS, 58 процентов — азербайджанской SOCAR и 12 процентов — британской BP) наметили ввод газопровода в эксплуатацию на середину 2018 года. Стоимость строительства TANAP оценивается в 10–11 миллиардов долларов. 

В дальнейшем TANAP планируется соединить с Трансадриатическим газопроводом (ТАР), который ориентировочно будет построен к началу 2020 года. TAP будет иметь протяженность 520 километров и мощность 10 миллиардов кубов (с возможностью увеличения до 20 миллиардов) и позволит доставлять прикаспийский и ближневосточный газ через Грецию и Албанию по дну Адриатического моря в Италию. Также, по мнению ряда экспертов, нельзя полностью исключать сценария, при котором частично будет реанимирован ранее закрытый проект Nabucco, и тогда у газа, поступающего к хабу на турецко-греческой границе, будет несколько путей отправки в ЕС.

Новые возможности

Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин позитивно оценивает перспективы новых проектов: «Через Турцию Европа получает новые источники газоснабжения из Каспийского региона, Анкара же получает возможность поставлять в Европу газ не только из Азербайджана, но и свой собственный, который она покупает либо в сжиженном виде у Алжира и Нигерии, либо по двум трубам из России и из Ирана в объеме до 10 миллиардов кубометров в год».

Сильной стороной TANAP и TAP Михаил Крутихин считает законтрактованность газа. «Несмотря на то, что газ в объеме 10 миллиардов кубометров попадет в Европу только в 2020 году, он уже полностью распределен по компаниям от Италии до Балканского полуострова. Это означает, что проект точно будет реализован», — говорит Крутихин.

Не сомневается в его реализации и глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. «Нет сомнений, что TAP и TANAP будут построены, потому что газ „Шах-Дениза“ очень нужен Европе. Для азербайджанского газа даже сделаны исключения из Третьего энергопакета — только он будет поставляться по газопроводам TAP и TANAP, и только Азербайджан имеет гарантии заполнения трубы», — отметил Симонов в разговоре с корреспондентом DW. По его словам, идеальной была бы ситуация, при которой мощности проектов все же были бы увеличены для того, чтобы они мог ли бы принимать и сторонний газ, в частности, российский — из «Турецкого потока».

«Раньше (когда „Газпром“ еще планировал строить „Южный поток“. — Ред.) TANAP и TAP были бы угрозой для России, но сейчас они открывают новые возможности», — объясняет Симонов, подчеркивая, что для создания честной конкуренции «газа с газом» необходимо принять решение о возможном доступе российского топлива к трубе и расширении ее мощности до 20–40 миллиардов кубометров в год.

Потечет ли «Турецкий поток»

Однако Михаил Крутихин высказывает сомнения в том, что российский «Турецкий поток» будет в принципе реализован. «Растущая стоимость добычи российского газа и транспортные расходы делают российский газ неконкурентоспособным. Если из Азербайджана в Европу газ будет идти примерно 2 тысячи километров, то „газпромовский“ газ поступает с Ямальского полуострова, то есть, если он будет через море выходить на границу Греции и Турции, это более 6 тысяч километров», — отметил эксперт.

Он также обратил внимание на то, что газ, который планируется поставлять в Европу по «Турецкому потоку», не законтрактован. «Без коммерческих расчетов и гарантий со стороны тех, кто будет газ покупать, этот проект является чистой авантюрой», — считает партнер RusEnergy.

По его словам, пока видится всего одно логическое объяснение упорного стремления России построить «Турецкий поток» — это необходимость дать возможность «дружественным подрядчикам» достроить многомиллиардный «Южный коридор» — газопроводы, которые по территории России ведут газ к побережью Черного моря, где будет находиться отправная точка «Турецкого потока».

Автор: Евлалия Самедова

Источник: Deutsche Welle - Russian, 17.03.2015 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики