Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Французский климатический десант в Москве

Французский климатический десант в Москве

Рио-де Жанейро, Киото, а теперь и Париж. Французская столица примет в конце года всемирный саммит по изменению климата. Задача – заключить соглашение, которое позволит ограничить разогрев климата нашей планеты. Но реализовать её непросто, а некоторые считают и вовсе невозможно. Слишком разные у разных стран интересы. Поэтому так сложна подготовительная часть саммита.

Один из этапов — московская конференция «Энергоэффективность, экология, климат». На ней побывал наш московский корреспондент Андрей Жвирблис…
Организаторы конференции — российско-французский центр по энергоэффективности, аналитический центр при франко-российской торгово-промышленной палате, ряд других организаций. Фактически, конференция была разбита на две части. Разговор о климатических изменениях был хорошим предлогом для общения представителей крупного бизнеса.

Советник президента России по вопросам изменения климата Александр Бедрицкий пришел на конференцию очень ненадолго — лишь для того, чтобы обратиться к её участникам с коротким приветствием и тут же уйти. Но это не обескуражило специального представителя Министерства иностранных дел Франции по организации парижского саммита Лоранс Тюбиана (Laurence Tubiana).

Лоранс Тюбиана: Москва — очень важный этап в подготовке парижской конференции. Россия — большая страна, она вообще весьма влиятельна в международных переговорах, кроме того, она — большой производитель ископаемого топлива. Кроме этого, Россия всегда была весьма активна в переговорах по климату. В частности, введение в действие киотского протокола произошло из-за того, что Россия его ратифицировала. И я вижу, что те, с кем я встречаюсь, считают этот протокол очень важным. Конечно, нам придется съездить и в Китай, и в Индию, и в Бразилию, и в Южную Африку, и в Соединенные Штаты. Но нам придется посетить и другие африканские страны и островные государства, которые это проблема очень затрагивает. И нам надо понять их точку зрения. Подготовка конференции — это выслушать всех, чтобы найти компромиссы.

Задача парижского саммита — выработать такие правила, которые позволят ограничить разогрев климата Земли двумя градусами. При этом в России достаточно распространена точка зрения, что увеличение среднегодовой температуры стране выгодно. Меньше придется тратить на обогрев помещений, удлинится вегетативный период растений, легче будет эксплуатировать Северный морской путь и так далее…

Специальный представитель президента Франции по вопросам защиты планеты, журналист и писатель Николя Юло (Nicolas Hulot) хорошо знаком с этой точкой зрения. Однако, — считает он, — Россия осознает и риски, которые повлечёт за собой резкое изменение климата планеты.

Николя Юло: Советник господина Путина рассказал нам об опросе общественного мнения, согласно которому граждане России понимают, что изменение климата может быть на первых порах выгодным России. Но они также понимают, что глобально — если потепление не удастся ограничить двумя градусами — для всей планеты, в том числе и для России, последствия будут очень плохими. Даже если Россия пока не прочувствовала полностью последствия климатических изменений, некоторые уже были и, увы, повторятся. Это — пожары торфяников, засуха, рост цен на продовольствие… Кроме того, в Сибири сейчас появляются провалы из которых выходит газ метан. Кроме того, можно предвидеть ущерб для части инфраструктуры, так как почва станет более рыхлой. Также Россия в курсе того, что ей угрожают и геополитические последствия. В Азии ожидается значительное переселение народа. Все это — вопросы стабильности или нестабильности. Единственная альтернатива этим угрозам в том, что рано или поздно (придется — ред.)отказаться от энергетики, однованной на ископаемом топливе. Поэтому энергоэффективность становится для России очевидным приоритетом.

Число так называемых «климатических беженцев» — людей, которые бегут от засухи, наступления пустыни, голода — за 2012 год превысило 32 миллиона человек. Ожидается, что в 2050 году их будет уже 200 миллионов.

Однако руководитель центра комплексной оценки экологической, энергетической и экономической эффективности Виктор Потапов очень скептически относится к перспективам ожидаемого подписания парижского соглашения и считает, что его судьба и польза от него будет приблизительно такой же, что и от Киотского протокола.

Виктор Потапов: Закона об обороте на территории РФ прав на выбросы парниковых газов нет. То, что через Сбербанк по серой схеме прошло сумма около полутора миллиарда долларов, и эти полтора миллиарда прошли среди крупных наших корпораций, которые являются на сегодняшний день достаточно выгодными. Мало того, в этих процедурах были нарушены даже положения Киотского протокола.

RFI: Новое вот это соглашение, которое сейчас планируется в Париже принимать в декабре месяце, к чему может быть сведено, с вашей точки зрения?

По моему мнению, в декабре не будет подписано соглашение. Слишком много противоречивых позиций у разных стран. Ведь надо понимать, что есть страны-обладатели поглотительного ресурса, как Россия. Не только лес, это и тундровые территории, это и сельскохозяйственные угодья, которые у нас на сегодняшний день зарастают лесом. Есть страны, у которых нет такого потенциала, как в России. Есть страны-экспортеры энергоносителей, есть страны-потребители энергоносителей. У них разные интересы, поэтому свести эти интересы в какое-то компромиссное соглашение международное, когда этот компромисс удовлетворил все стороны. Эта задача, на мой взгляд, нереализуема. Поэтому если родится, то родится какой-то суррогат типа Киотского протокола, который также будет просто декларировать благие намерения и вымащивать дорогу в ад, как это было в Киотском процессе.

Договоренности, подобные той, что планируется достигнуть в конце года в Париже — вещи действительно очень сложные и не всегда очевидные. Но если не двигаться в этом направлении, вообще невозможно ничего достигнуть. А само такое движение может быть полезным и с политической точки зрения и для Запада, и для России, — уверен политолог, директор фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Константин Симонов: В период с 2007 по 2012 год экологическая тематика выступала как элемент сближения российской элиты с Западом. Путин, как известно, завершил вхождение России в ВТО, несмотря на яростные сопротивления российского бизнеса, и экологическая тематика была частью этой истории. Сейчас возможно, что тема экологии имеет другое целеполагание в истории с экологией, энергоэффективностью, лучшими технологиями. Это конкретика, которая вполне могла быть реализована, но при этом мы видим здесь и политический аспект.

Можно было бы вернуться частично к прежней парадигме, обогатив ее новой. Через экологию найти ту тематику, которая была бы понятна и Западу, и нам, и стала бы неким мостиком по сближению наших позиций. Потому что политический конфликт всех уже измучил — и западный бизнес, и российский, и не только бизнес…

Понятно, что поскольку мы не можем решить сразу проблему Крыма, надо искать какие-то неявные темы, но важные темы! Как раз экология, климат являются важными темами, потому что без России невозможно решение климатических вопросов, и посткиотский мир невозможен, как и Киотский протокол был запущен благодаря присоединению России.

Поскольку саммит будет в декабре в Париже, тоже важно, чтобы Россия показала, что она часть этой борьбы за комфортную экологическую среду. Эта тема имеет очень яркое осмысление в Европе, может быть, более яркое, чем в России, но если бы мы показали, что для нас это тоже важный аспект, это позволило бы сблизить наши позиции и стать, как я уже сказал, тем мостиком, который нас как-то объединяет с европейцами.

Так или иначе, но организаторы парижского климатического саммита (который называется COP21) говорят, что в течение всего года — помимо поездок в другие страны, будут возвращаться и в Москву. Их задача — найти некую формулу общей, но дифференцированной ответственности для всех участников предстоящего соглашения. И убедить их, что экономически оно выгодно для всех.

Это утверждение они, в частности, подтверждают данными исследования Международной организации труда, которые гласят, что дальнейший рост выбросов парниковых газов грозит падением мировой экономики на 7%.

Автор: Андрей Жвирблис

Источник: RFI, 18.03.2015
 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики