Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа сделала шаг к изменению системы поставок газа

Европа сделала шаг к изменению системы поставок газа

Все больше европейских структур одобряют создание европейского Энергетического союза, который направлен против Газпрома. ЕК хочет заставить страны ЕС подписывать газовые контракты только после согласования с регулятором. Более того – Брюссель надеется затем полностью взять в свои руки закупку российского топлива. Добром ни для ЕС, ни для Газпрома это не кончится.

Евросовет на саммите глав государств ЕС одобрил создание в Европе так называемого Энергетического союза. В феврале союз был одобрен Еврокомиссией. По словам председателя Европейского совета Дональда Туска, новое объединение имеет «большой потенциал» и может «коренным образом изменить ситуацию в Европе, гарантировав для всех дешевую и стабильную энергию».

Также Евросовет поддержал увеличение прозрачности газового рынка ЕС, «чтобы поставщики не смогли злоупотреблять своей позицией, не имели возможности нарушать законодательство ЕС и сокращать энергетическую безопасность союза».

По сути, Евросовет одобрил создание механизма согласования с Еврокомиссией контрактов на импорт газа в страны ЕС. ЕК хочет с помощью Энергетического союза получить право проверять и согласовывать договоры отдельных европейских газовых предприятий, которые связаны с Газпромом, до их подписания. Главная цель ЕС – добиться снижения цен на энергоносители и уменьшить зависимость от их поставок из России.

Но против проверки ЕК газовых договоров до их подписания выступают частные энергетические компании, ссылаясь на свободную конкуренцию и коммерческую тайну. Этот подход разделяет и федеральное правительство Германии. «Совместные (от лица всех стран – членов ЕС) переговоры могут проводиться только в виде исключения», – считает министр экономики Германии Зигмар Габриэль, передает DW.

Однако Дональд Туск продолжает создавать образ Газпрома как мифического врага Евросоюза, чтобы привести антироссийскую идею Энергетического союза в действие. «Основная часть контрактов с нашим основным поставщиком – Россией – заключены более чем на 20 лет. Это подрывает нашу энергобезопасность, стабильность рынка. Напротив, если газ идет от разных поставщиков по гибким условиям контрактов, это хорошо», – сказал Туск по итогам первого дня саммита стран ЕС, передает ТАСС.

Сильная зависимость многих государств ЕС от импорта энергоносителей является «большой проблемой», «некоторые основные поставщики непредсказуемы» и используют эти поставки в качестве «политического оружия», заявил в свою очередь председатель Европарламента Мартин Шульц. При этом ЕС, являясь крупнейшим в мире покупателем энергии, тратит на импорт энергоносителей 400 млрд евро ежегодно. Это слишком большая сумма, жалуется Шульц.

«На самом деле ЕК и сейчас активно вмешивается в политику коммерческих компаний вплоть до обысков. Когда ЕК готовила материалы по антимонопольному преследованию Газпрома, она провела обыски у всех его европейских партнеров, и до сих пор суд так и не выиграли, хотя все время обещают», – говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

В том, что Энергетический союз будет в конце концов принят всеми структурами ЕС, у него нет сомнений. Но главное даже не в проверке ЕК газовых контрактов, а в том, к чему в конечном счете ведет создание этого союза. В нынешнем виде Энергетический союз – это первый шаг к той модели, о которой год назад говорил Туск, будучи тогда не европейским лидером, а премьером Польши. Его идея в том, чтобы Брюссель покупал газ для всей Европы, а потом распределял его по европейским странам по потребностям.

«Пока этому не придали большого значения, а зря. Я считаю, что идея Энергетического союза ЕС означает именно это в конечном итоге. Сегодня Брюссель вмешивается в коммерческие газовые контракты, а завтра он говорит: «А зачем вам вообще контракты, мы же единая Европа, давайте мы в Брюсселе будем газ покупать, а потом распределять его по Европе. Тем более что интерконнекторы – газпороводы между странами – строит Брюссель, потому что по Третьему энергопакету газовые компании не могут быть собственниками газопроводов. Так давайте Брюссель и контракты с Газпромом будет заключать. И тогда у Европы будет сильная позиция, и всех продавцов газа будем к ногтю прижимать. Типа Газпром монополист в Европе и мучает ее. Так давайте в Европе будет монополия по покупателю. Мы тогда этот Газпром придавим», – рисует дальнейшие шаги Брюсселя Симонов.

«Но это чистый социализм, плановая экономика. По большому счету Брюссель в этом случае превращается в газовый госплан. Это полное разрушение рынка, разрушение основ конкуренции и уход фактически к социалистическому газовому распределению», – говорит собеседник. На самом деле такие шаги угрожают больше даже не Газпрому, а самому газовому рынку Европы, считает он.

Во-первых, Газпром и так находится в недружественном окружении в Европе уже с десяток лет. «Пока нового газа на европейском рынке нет, для Газпрома ничего не страшно. А то, что его лупят по политическим мотивам постоянно, так к этому уже давно привыкли», – говорит Симонов.

Доля Газпрома на газовом рынке ЕС составляет, как известно, 39%. «Это немало, но это не монопольная доля. На некоторых рынках Восточной Европы доля Газпрома бывает и 100% – это факт (например, в Болгарии и Словакии – прим. ВЗГЛЯД). Но разве это вина Газпрома? Парадокс в том, что, сколько с Газпромом они не борются, другого газа все равно найти не могут. Европа выпрыгивает из штанов, чтобы найти какой-то альтернативный газ, но если его нет, ну что вы с этим сделаете? Поэтому пытаются из Газпрома сделать врага, чтобы вместе с этим врагом бороться», – считает Константин Симонов.

Азербайджанского газа, который пойдет ближе к 2020 году в Европу, для европейского рынка мало. Всего 10 млрд кубометров в год – это капля, учитывая поставки Газпрома на европейский рынок порядка 115 млрд кубометров газа в год. Иранского газа не будет, пока не будут сняты против него санкции. И конкурировать с российским газом в Европе Тегеран не собирается, особенно учитывая сближение с Москвой в последнее время.

Реальным конкурентом мог бы стать импорт сжиженного газа из США или Ближнего Востока. Однако в США вообще экспорт газа под запретом, а тот, что разрешено продавать за рубеж, законтрактован под азиатские рынки. Ко всему прочему, требуется время и деньги для строительства на побережье континента необходимых терминалов по регазификации сжиженного газа. Но это очень невыгодно, особенно учитывая, что российский газ существенно дешевле, чем сжиженный.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 20.03.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики