Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовый демарш

Газовый демарш

Заявление украинского минэнерго об отказе от покупки российского газа эксперты расценили как очередную попытку Киева повлиять на ход переговоров

Украинские власти заявили, что приняли решение не закупать российский газ как минимум до переговоров по «летнему пакету», намеченных на середину апреля. По словам министра энергетики и угольной промышленности Украины Владимира Демчишина, Киев недоволен «завышенными» ценами на российский газ во II и III кварталах этого года, поэтому прекращает закупки с 1 апреля. Взамен, как надеются представители украинской стороны, потребность в газе будет обеспечена за счет европейского реверса, который они надеются получать по цене в $245 за 1 тыс. куб. м.

Решение об отказе от российского топлива украинская сторона объясняет разницей в ценах на газ из России и по реверсу из Польши, Венгрии и Словакии — примерно в $100 — и включением старого принципа «бери или плати» (по нему неотобранные, но законтрактованные объемы газа Украина обязана покрыть штрафом), который украинская сторона считает дискриминационным. Кроме того, напоминают эксперты, в условиях отсутствия нового контракта для Украины будет включена старая цена — $385 за 1 тыс. куб. м. Чтобы быть конкурентоспособной, другими словами, выгодной для Украины, стоимость российского газа «должна опуститься ниже $250 за 1 тыс. куб. м», заявляет Демчишин.

— Думаю в конце концов нам удастся договориться о цене где-то между $240 и $250, — сказал в понедельник министр.

Как сообщалось, Украина в январе 2015 года импортировала природный газ из Европы по средней цене $322,5 за 1 тыс. куб. м, в то время как из России — по $335,7 за 1 тыс. куб. м с учетом скидки.

Российское Минэнерго отказалось от комментариев. По словам источника «Известий» в министерстве, заявление Демчишина «не должно оказать влияния на позицию российской стороны — она и так идет на уступки, предлагая возможность предоставления очередной скидки в размере экспортной пошлины», то есть тех самых $100. По мнению источника в ведомстве, на подписание нового соглашения нужно лишь время, основные аспекты формирования цены были обговорены сторонами еще 20 марта в Брюсселе.

По итогам прошедших в прошлую пятницу переговоров стороны договорились определять цены на газовые поставки ежеквартально, поскольку стоимость голубого топлива значительно колеблется из-за привязки к нефтяным ценам. Тем не менее остаются старые разногласия: Украина настаивает на установлении цены без скидки ниже $300 за 1 тыс. куб. м. Что касается объемов, которые будут направлены в украинские подземные хранилища газа (ПХГ), то их обсуждением «Газпром» займется с «Нафтогазом Украины» в ближайшее время.

По мнению экспертов, заявления Демчишина только подтвердило факт того, что на Украине наблюдается и будет продолжен спад производства (почти 18% на конец января), что приводит и к спаду в потреблении газа.

— Кроме того, Киев может позволить себе отказаться от поставок за счет снижения потребления газа в качестве топлива для теплоэлектростанций, перехода на генерацию атомной энергетики и окончания отопительного сезона, отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. По его данным, при потреблении 95 млн куб. м в день (39 млн куб. м реверса, по статистике «Укртрансгаза», и 56 млн куб. м собственной добычи) дневное потребление Украины без Донбасса составляет 95–100 млн куб. м.

Другим фактором, влияющим на позицию украинской стороны, является наличие временного лага перед крайней датой начала закачек газа в ПХГ (сентябрь): сейчас там хранится 8 млрд куб. м, до следующей осени Украине необходимо будет закачать еще 11 млрд куб. м, отмечает эксперт ФНЭБа Станислав Митрахович. Тем не менее при отсутствии закупок Украина не может не погашать свой долг — с учетом пени он составляет $2,477 млрд. 

По мнению экспертов, разговоры о дешевом реверсном газе — не что иное, как желание Киева усилить свои позиции на грядущих переговорах. В действительности газ приобретается практически по одной и той же цене. Реверсный газ для Украины в январе 2015 года стоил ровно столько же, сколько и российский: $329 за 1 тыс. куб. м.

Авторы: Арсений Погосян, Вячеслав Нечаев

Источник: Известия, 24.03.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики