Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяники получат доступ к дешевым деньгам ЦБ

Нефтяники получат доступ к дешевым деньгам ЦБ

Переработка нефти включена в число приоритетных отраслей программы поддержки проектного финансирования

Минэкономразвития определило, какие именно отрасли будут считаться приоритетными при предоставлении дешевого рефинансирования для инвестпроектов, говорится в сообщении министерства.

Правительство прошлой осенью утвердило программу поддержки проектного финансирования: отобранные специальной межведомственной комиссией банки могут получить в ЦБ деньги под 9% годовых, чтобы финансировать инвестпроекты по конечной ставке не выше 11,5%. Правительство установило совсем не много требований к проектам. Большая часть работы по отбору проектов должна лечь на сами банки, которые будут претендовать на рефинансирование, объяснял чиновник Минэкономразвития.

Основные требования правительства к проектам – предельная стоимость не более 20 млрд руб., не менее 20% собственных средств в финансировании и соответствие приоритетам развития экономики. Приоритетные секторы перечислены в постановлении правительства. В этом перечне ни добыча нефти, ни ее переработка напрямую не упомянуты. Но теперь Минэкономразвития указало, какие отрасли могут претендовать на поддержку, согласно номенклатуре видов экономической деятельности (ОКВЭД). В частности, к приоритетным относится и производство нефтепродуктов – как один из видов обрабатывающих производств, уточняет Минэкономразвития в своем сообщении.

В конце февраля «Роснефть» и «Газпром нефть» обратились в правительство с предложением включить их проекты в программу поддержки проектного финансирования. В перечень приоритетных отраслей программы необходимо включить нефтегазовую, которая «находится под угрозой в силу геополитической ситуации, введенных санкций, изменения макроэкономических условий», предлагал президент «Роснефти» Игорь Сечин (его обращение цитировал «Интерфакс»). Доступ к проектному финансированию должен быть как у добычи углеводородов, так и у производства нефтепродуктов, указывал он.

Среди 28 заявок «Роснефти» на средства фонда национального благосостояния (ФНБ) есть проекты стоимостью до 20 млрд руб., которые могли бы быть реализованы за счет программы поддержки проектного финансирования, если внутри лимита на такое рефинансирование будет достаточно средств, говорил ранее замминистра экономического развития Николай Подгузов, но конкретных проектов не называл. «Роснефть» в своих заявках предлагала вложить средства ФНБ сразу во все 11 перерабатывающих проектов, рассказывали два федеральных чиновника.

«Газпром нефть» также интересуется средствами ФНБ, следовало из обращения гендиректора компании Александра Дюкова (о нем сообщал «Коммерсантъ»). Одновременно компания сразу назвала шесть проектов на общую сумму 51 млрд руб., которые соответствуют критериям программы. При этом и «Газпром нефть», и «Роснефть» предложили отказаться от ограничения стоимости проекта в 20 млрд руб. Другие нефтяные компании об интересе к программе публично пока не заявляли. Представители «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойла» на запрос «Ведомостей» не ответили.

«Это разъяснение связано с многочисленными вопросами о том, какие отрасли относятся к приоритетным», – уточняет представитель Минэкономразвития: дело не в обращениях нефтяных компаний.

Бессмысленно искусственно ограничивать возможность нефтегазовой отрасли участвовать в таких программах предоставления господдержки, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Диверсификации экономики это все равно не поможет – для этого надо поддерживать другие отрасли и улучшать их среду работы, а не ограничивать нефтегазовый комплекс под предлогом «ресурсного проклятья». Но конкуренция проектов за господдержку должна быть открытой для всех и идти по общим правилам для всех отраслей, без кулуарного отбора и ничем не подкрепленных заявок на триллионы, подчеркивает Симонов: «Это не должны быть две-три всем известные нефтяные компании».

Авторы: Маргарита Лютова, Галина Старинская

Источник: Ведомости, 24.03.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики