Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Exxon подает в суд на Россию

Exxon подает в суд на Россию

После шести лет ожидания американская Exxon все же решила обратиться в суд с жалобой на Россию. Речь идет о претензиях по поводу переплаченных налогов по нефтегазовому проекту «Сахалин-1». Цена вопроса — полмиллиарда долларов. Отраслевые эксперты полагают, что Exxon собирается окончательно покинуть Россию и пытается напоследок отсудить хоть что-то. Но, по словам юристов, это будет нелегко.

Американская ExxonMobil подала в Стокгольмский арбитраж иск к России. Об этом «Газете.Ru» сообщили в российском министерстве энергетики. Речь идет о требовании истца пересмотреть налогообложение нефтегазового проекта «Сахалин-1». Exxon считает, что за последние годы она заплатила больше налогов, чем была должна.

Сумму требований в Минэнерго не называют, однако источник, знакомый с ситуацией, говорит, что она составляет $500 млн. 

 

«Сахалин-1» — нефтегазовый проект на Сахалине. Его оператором выступает ExxonMobil, владеющая 30%. «Роснефти» принадлежит 20%, столько же у индийской ONGC. Еще 30% владеет японская SODECO. Проект реализуется на условиях совместного раздела продукции (СРП). 

Изначально в рамках СРП, заключенного в середине 90-х годов, Exxon платила налог на прибыль в размере 35%, однако в 2009 году ставка налога была снижена до 20%, но условия СРП остались неизменными. Exxon несколько раз обращался к российским властям с просьбой снизить налог для компании и в итоге теперь обращается в суд. Сумма претензий в $500 как раз и является разницей между выплатам по ставке в 35% и 25% с 2009 года.

Партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин говорит, что сама по себе повышенная ставка налога не может рассматриваться как нарушение прав Exxon, однако в законе об основных инвестициях прописан принцип так называемого национального режима, в соответствии с которым иностранные инвесторы должны платить налоги по той же ставке, что и российские компании.

«В данной ситуации Exxon должна будет доказать, что более высокие налоги по «Сахалину-1» ставят ее в неравное положение с другими иностранными инвесторами», — поясняет Зеленин.

Но даже если Россия проиграет в суде, далеко не факт, что Exxon получит деньги. «Может повториться ситуация с ЮКОСом, когда по судебному решению Россия должна платить, но эффективных инструментов взыскать деньги у истца нет», — предупреждает юрист. 

Однако отказ платить, по словам Зеленина, чреват репутационным ущербом. «Это будет сигнал другим инвесторам», — указывает юрист. 

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает, что в вопросе налогообложения «Сахалина-1» Россия не пойдет навстречу Exxon.

«В середине марта российский президент Владимир Путин фактически отказался встречаться с главой ExxonMobil Рексом Тиллерсоном, — напоминает эксперт. — Это плохой знак».

18 марта Тиллерсон прилетел в Россию на переговоры с главой Минэнерго Александром Новаком. Повестка встречи не разглашалась, однако СМИ со ссылкой на источники сообщали, что основной темой переговоров должны были стать именно сахалинские налоги. За день до визита главы Exxon пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что встречи с Тиллерсоном в графике президента не значится.

«Прямая договоренность с российским президентом была единственной возможностью уладить дело без суда, Тиллерсон приезжал зондировать почву, — отмечает Симонов. — Однако Россия явно уже не видит в Exxon перспективного партнера и инвестора, следовательно, отдавать деньги смысла нет». 

Под давлением санкций со стороны США, запрещающих американским компаниям поставлять технологии и оборудование для работ на арктическом шельфе, Exxon уже была вынуждена выйти из проекта «Роснефти» по бурению в Карском море, где американской компании принадлежало 33,3%. Ранее Exxon заявляла, что оценивает свои убытки от выхода из проекта в $1 млрд. 

Что же касается «Сахалина-1», то разговоры о том, что Exxon покинет проект, идут еще с весны прошлого года, однако официальных заявлений об этом пока не было, а слухи компания последовательно опровергала.

«Но сейчас складывается впечатление, что Exxon готова окончательно покинуть Россию и именно поэтому обращается в суд — в надежде отсудить хоть что-то напоследок», — говорит Константин Симонов

Для России присутствие Exxon в проекте «Сахалин-1» критичным не является: проект давно запущен и работает на прибыль. Однако «Роснефть» в альянсе с ExxonMobil планировала построить на Дальнем Востоке завод по сжижению газа, ориентированный на поставки сырья с месторождений «Сахалина-1». Дальневосточный-СПГ» должен быть построен в 2018 году, общая мощность двух очередей составит 10 млн т СПГ в год, инвестиции оцениваются в $10–13 млрд. 

Однако по словам Константина Симонова, при нынешней ценовой конъюнктуре (цены на газ падают, так как привязаны к ценам на нефть) и в условиях санкций проект явно «подвисает» и перспективы его неясны. Кроме того, «Роснефть» продолжает спор с «Газпромом», который не хочет пускать сахалинский газ в свою трубу.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 02.04.2015

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики