Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Греция благодаря новым планам России вполне может превратиться в серьезную транзитную страну» (аудио)

«Греция благодаря новым планам России вполне может превратиться в серьезную транзитную страну» (аудио)

Премьер-министр Греции Алексис Ципрас в среду встретится с президентом Владимиром Путиным. Ожидается, что стороны обсудят тему поставок российского газа. Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что сотрудничество России с Грецией может доставить массу неудобств Брюсселю.

Одна из важнейших тем встречи — поставки российского газа. Точнее, его транзит через греческую территорию. Да, Греция благодаря новым планам России вполне может превратиться в серьезную транзитную страну. Судите сами. Мы готовы доставить по турецкому потоку 63 млрд куб. м, из которых 14 останется в самой Турции. Но еще порядка 50 млрд надо будет транспортировать дальше. Сама Греция возьмет еще, остальное же пойдет транзитом по ее территории. А это уже потенциальный источник живых денег. Тем более что от европейских газотранспортных проектов Греции не перепадет ничего.

Например, за проект TAP, который через Грецию идет на юг Италии, Греции вообще не полагается транзитных денег. Греции в свое время объяснили, что это важный для всей Европы проект, и поэтому денег за транзит брать нехорошо. Грубо говоря, кинули греков с особым цинизмом. Новое правительство от этого не в восторге и хочет пересмотреть сделку по TAP. Это также можно сделать с помощью российского проекта. Тем более что мы как раз за услуги по транспортировке платить не отказываемся. Вопрос только в том, кто будет строить инфраструктуру. Россия бы и рада, да не может, связанная правилами Третьего энергетического пакета. Вариантов прокладки трубы несколько. Можно бросить трубу на юг Италии и далее через весь Апеннинский полуостров. А можно через Грецию в Македонию, и далее через Сербию в Венгрию.

Собственно, именно про эту трубу говорится в декларации об укреплении энергосотрудничества, которую подписали главы МИД Греции, Македонии, Сербии и Венгрии, а также министр по европейским делам Турции. Конечно, напрямую написать про трубу для российского газа нельзя — Грецию и Венгрию и так уже записали в агенты Кремля. Поэтому аккуратно пишут про укрепление энергосотрудничества. Но сути это не меняет. Проблема только в том, что у этих стран нет денег. По идее инвесторов должен искать Брюссель, который сейчас находится в эйфории от потенциального снятия санкций с Ирана. Все это воспринимается как спасение от России. А то, что газ в Иране нужно еще добыть, доставить до Турции и через всю Турцию — на это внимание не обращают. Сегодняшняя труба из Ирана в Турцию закрывает только потребности Анкары и для транзита не предназначена. Не говоря уже о том, что за время строительства Иран рискует начать войну со слишком многими соседями.

Впрочем, это не наше дело. Верите в Иран — прекрасно. Ну, так и стройте быстрее трубу через Грецию далее в Европу. Ведь иранский газ может прийти в ЕС только через ту же Турцию. К 2019 году кончится наш контракт с Украиной. И мы готовы честно конкурировать с иранским газом. Только если его в 2019 году не окажется на греческой границе — это уже не наши проблемы. Наш-то газ там будет.

Источник: Коммерсантъ ФМ, 08.04.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики