Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: «Обходить» Украину газопроводами дорого, но выгодно

Эксперт: «Обходить» Украину газопроводами дорого, но выгодно

Россия не будет продлевать транзитный контракт с Украиной после 2019 года. Строить новый газопровод затратно, но «игра стоит свеч», убеждены эксперты.

Транзитный контракт с Украиной действует до конца 2019 года. Об этом накануне заявил глава Минэнерго РФ Александр Новак. Такое решение — не продлевать контракт — нацелено на минимизацию транзитных рисков. Поэтому России необходимо построить газопровод в обход Украины.

Будут ли к 2019 году готовы альтернативные пути, в интервью НСН рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

— Расчет делается на то, что к 2019 году, к моменту окончания действующего контракта «Нафтогаза» и «Газпрома» на поставку и транзит газа через территорию Украины, Россия создаст альтернативные маршруты транспортировки газа в Европу. Прежде всего, речь идет о том, что к этому моменту должен быть построен газопровод «Турецкий поток» и газопроводы, которые пойдут по территории Евросоза и выведут российский газ в центральную Европу. То есть, фактически, от границы Греции и Турции, где будет конечная точка «Турецкого потока», должен быть построен газопровод, который соединит Грецию, Македонию, Сербию, Венгрию и придет в Австрию, в тот же газовый хаб, куда идет газопровод, проложенный через Украину. Таким образом, Россия создаст обходной маршрут вокруг Украины и не будет зависеть от украинского транзита, а Киев не сможет шантажировать Москву. Строительство одного газопровода позволит отказаться от Украины как безальтернативного транзитера российского газа. Уже в 2014 году транзит российского газа в Европу через Украину составил 59 млрд. кубометров. А планируемая мощность «Турецкого потока» составит 63 млрд. кубометра. Но если Европа будет сокращать потребление газа, как это происходит последние 4 года, возможно, Россия построит не четыре нитки «Турецкого потока», а ограничится тремя. Это решение стратегическое — построить обходные газопроводы вокруг Украины. И Россия, скорее всего, приложит максимум усилий, чтобы воплотить эти планы в жизнь. Естественно, никто точно не сможет сказать, как и в какие сроки реализуют эти проекты в 2019 году, но вопрос, в общем-то, решенный.

— Строительство газопровода — недешевая вещь. Но это, все равно, выгоднее нынешней системы транспортировки с рисками.

— Пока никто точно не знает, какая будет схема финансирования строительства этого газопровода от начала до конца. С «Южным потоком» все было понятно: «Газпром» берет на себя более половины затрат на строительство как подводной части газопровода от России до Болгарии, так и газопровода, который идет по территории самой Европы (это Болгария, Сербия, Венгрия и вплоть до австрийского хаба). А сейчас «Газпром» объявил, что намерен финансировать строительство участка только от российской компрессорной станции «Русская» под Анапой до границы Турции и Греции. А дальше, на территории Евросоюза, европейцы должны сами думать, как они будут строить этот газопровод. Вероятно, во время визита Алексиса Ципруса и его переговоров с Путиным 8 апреля обсуждался вариант, когда «Газпром» даст кредит Греции и она построит свой участок газопровода. А отдаст кредит, делая скидки для «Газпрома» при транзите этого газа дальше по течению в Македонию. Как будут строить Македония, Сербия, Венгрия и Австрия — вопрос еще не решенный. И не зря на прошлой неделе главы МИД этих стран собирались в Будапеште и обсуждали, какую позицию им занять: создавать ли единую компанию-оператора, как его финансировать (вскладчину или каждый на своей территории будет участок строить — этот вопрос остается открытым). И будет ли участвовать каким-то образом в этом проекте «Газпром»? Сейчас он, скорее всего, не будет заходить в собственность газотранспортных компаний-операторов. Стратегия «Газпрома» изменилась и теперь он, наоборот, продает свои газораспределительные сбытовые структуры в Европе. Мы видим, что уже он поставил на торги и продает долю в немецкой газораспределительной компании.

— Кто будет финансировать европейскую часть этого газопровода?

— Более половины затрат на морскую часть и газопровод на территории Турции, скорее, возьмет на себя «Газпром» и не будет брать каких-либо предоплат или масштабных кредитов у китайских банков. Скорее всего, построит за счет собственных средств, поскольку они были зарезервированы в бюджете компании, когда еще этот проект имел вид «Южного потока». Здесь никаких проблем нет. Проблема в самих европейцах, потому что новая философия «Газпрома» говорит о том, что если вы запретили нам строить «Южный поток», пеняя на нормы третьего энергетического пакета, то давайте жить по вашим правилам. А ваши правила означают, что вы сами, как это прописано в нормах законодательства, должны построить газопроводы по заявке поставщика и предоставить без каких-либо препятствий любому поставщику 50% мощности газотранспортной системы. Вот «Газпром» приходит к границе ЕС и говорит: «Будьте добры, предоставьте мне мощности на 63 млрд. кубов». Значит, европейцы по собственным нормам должны построить газотранспортную систему более чем на 120 млрд. кубов. Такая мощность заложена только в украинской ГТС, которую строили еще в советское время. Но ЕС будет требовать от «Газпрома» прокачивать газ по старой украинской трубе, вставляя палки в колеса при реализации «Турецкого потока». Однако, надо понимать, что украинская газотранспортная система тоже в ближайшие годы потребует гигантских вложений на модернизацию, потому что сейчас подходит срок ее технического износа. В любом случае, «Газпрому» придется вкладывать деньги в газотранспортную систему.

— Возможно ли возрождение проекта «Южный поток»?

— Я думаю, что в первоначальной версии «Южный поток» уже мертв и возрождение его не предвидится. Другой вопрос, что, фактически, новая концепция «Турецкого потока», который состоит из двух фаз (первая, которую полностью реализует «Газпром» — по дну Черного моря в Турцию и до границы Греции; и вторая, которую европейцы должны сами построить — это Греция, Македония, Сербия, Венгрия и Австрия) — это, фактически, тот же самый «Южный поток», только он обходит Болгарию, которая поддалась на давление США. Приехала делегация сенаторов и через 30 минут переговоров с президентом и премьером Болгарии они вышли и сказали, что запрещают строить «Южный поток». Болгария тем самым будет наказана за несамостоятельную внешнюю политику. Газопровод пойдет вокруг нее и страны-ее соседи получат транзитные прибыли (Украина сейчас получает порядка 3 млрд. долларов в год), а Болгария не получит. О возврате к болгарскому маршруту, думаю, можно забыть.

Источник: НСН, 14.04.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики