Строить новую трубу в Греции будут за счет российско-европейского консорциума, договорились во вторник Миллер и Ципрас. Бюджет проекта оценивается в €2 млрд.
Подписание соглашения, которого ждали от визита Миллера в Грецию, не состоялось. Стороны планируют подписать меморандум в ближайшее время, заверил министр энергетики Греции Панайотис Лафазанис. По словам министра, Греция заинтересована в газопроводе, так как получит от него «большую выгоду».
Как сообщало немецкое издание Spiegel-Online со ссылкой на высокопоставленного греческого чиновника, в соглашении также может пойти речь о выделении российской стороной аванса за будущий транзит газа от €3 млрд до €5 млрд.
Доставить газ дальше в Европу можно двумя способами, говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов: маршрут до границы с Македонией и далее через Сербию и Венгрию до газового хаба в австрийском Баумгартене. «И более реальный вариант — частичная реанимация проекта газопровода ITGI (Интерконнектор Турция — Греция — Италия, от которого отказались еще в 2012 году) — через Италию и далее до того же Баумгартена, — рассказывает эксперт. — Причем здесь уже есть готовый акционер — Edison (итальянская «дочка» французской Electricite de France, именно она с самого начала занималась ITGI)».
Проблема в статусе «Газпрома» в консорциуме, так как акционером он выступать не может — все из-за того же Третьего энергопакета. А Миллер особо подчеркнул, что проект в Греции будет реализован в полном соответствии с европейским законодательством.
«Газпром» может выступить в качестве кредитора. «Причем не исключено, что именно «Газпром» будет полностью финансировать не только греческую инфраструктуру, но и дальнейшую прокладку в странах Европы», — предупреждает глава ФНЭБа.
Пока дальнейший маршрут не определен, сложно оценить возможные затраты. Деньги у «Газпрома» есть: из отчета по МСФО за девять месяцев (годовой еще не публиковался) следует, что только по итогам трех кварталов на счетах «Газпрома» находилось около $19 млрд. Кроме того, всегда есть возможность привлечь займы. Сложностей с этим у компании возникнуть не должно, учитывая низкий уровень долговой нагрузки «Газпрома».
«Евросоюз заинтересован в том, чтобы транспортировка российского газа осуществлялась через Украину, ведь в этом случае Россия фактически будет ее финансировать долгие годы, — комментирует аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. — ЕС старается всячески заблокировать альтернативные направления, в том числе не хочет ничего строить. Соответственно, России приходится идти на серьезные уступки Греции и Турции.
Лукашов отмечает, что при участии в строительстве греческой инфраструктуры самих греков «Газпрому» целесообразно было финансировать проект в кредит под будущие транзитные платежи.
Автор: Алексей Топалов
Источник: Газета.Ru, 22.04.2015