Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Гарантии поставят на поток

Гарантии поставят на поток

«Газпром» пока дал Греции гарантии вместо денег

«Газпром» дал Греции гарантии, что после строительства «Турецкого потока» по ее участку будет проходить 47 млрд кубометров газа в год. Такое обещание должно помочь стране найти средства для строительства — €2 млрд. По словам экспертов, «Газпром», возможно, и сам будет финансировать прокладку труб. А кроме того, может выдать аванс за будущий транзит — около €5 млрд. Но это обсудят отдельно.

«Газпром» будет строить в Греции инфраструктуру для газопровода «Турецкий поток», сообщила российская монополия во вторник. Это итог переговоров главы «Газпрома» Алексея Миллера и премьер-министра Греции Алексиса Ципраса. А кроме того, Греции гарантировано не менее 47 млрд кубометров транзита ежегодно.

Транзитные гарантии могут стать для Греции «обеспечением для привлечения внешнего финансирования для реализации других проектов», говорится в релизе российской компании. 

 

Речь идет о продолжении «Турецкого потока», который стал альтернативой отмененному «Южному потоку». «Южный поток», настаивала Еврокомиссия, не соответствовал антимонопольному законодательству Евросоюза, по которому одна и та же компания не может владеть транспортными мощностями и поставлять по ним энергоресурсы (Третий энергетический пакет ЕС). В итоге «Газпром» в начале декабря 2014 года заявил о своем отказе от ЮП, но договорился с Турцией о строительстве трубы аналогичной мощности (63 млрд кубометров в год), которая пройдет через Черное море и турецкую территорию до турецко-греческой границы. И здесь возникла сложность — в Европе, и в первую очередь в Греции, нет необходимой инфраструктуры для приема газа из «Турецкого потока». 

Строить новую трубу в Греции будут за счет российско-европейского консорциума, договорились во вторник Миллер и Ципрас. Бюджет проекта оценивается в €2 млрд.

Подписание соглашения, которого ждали от визита Миллера в Грецию, не состоялось. Стороны планируют подписать меморандум в ближайшее время, заверил министр энергетики Греции Панайотис Лафазанис. По словам министра, Греция заинтересована в газопроводе, так как получит от него «большую выгоду».

Как сообщало немецкое издание Spiegel-Online со ссылкой на высокопоставленного греческого чиновника, в соглашении также может пойти речь о выделении российской стороной аванса за будущий транзит газа от €3 млрд до €5 млрд. 

В релизе не уточняется, кто войдет в состав консорциума, однако Алексей Миллер отмечал, что ряд европейских компаний проявляют интерес к проекту. 

Доставить газ дальше в Европу можно двумя способами, говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов: маршрут до границы с Македонией и далее через Сербию и Венгрию до газового хаба в австрийском Баумгартене. «И более реальный вариант — частичная реанимация проекта газопровода ITGI (Интерконнектор Турция — Греция — Италия, от которого отказались еще в 2012 году) — через Италию и далее до того же Баумгартена, — рассказывает эксперт. — Причем здесь уже есть готовый акционер — Edison (итальянская «дочка» французской Electricite de France, именно она с самого начала занималась ITGI)». 

Ранее в ITGI также принимала участие греческая DEPA. Сейчас, при условии возрождения проекта, по словам Симонова, им могут заинтересоваться бывшие участники «Южного потока» — та же EDF, итальянская Eni и германская Wintershall. 

Проблема в статусе «Газпрома» в консорциуме, так как акционером он выступать не может — все из-за того же Третьего энергопакета. А Миллер особо подчеркнул, что проект в Греции будет реализован в полном соответствии с европейским законодательством.

«Газпром» может выступить в качестве кредитора. «Причем не исключено, что именно «Газпром» будет полностью финансировать не только греческую инфраструктуру, но и дальнейшую прокладку в странах Европы», — предупреждает глава ФНЭБа. 

Пока дальнейший маршрут не определен, сложно оценить возможные затраты. Деньги у «Газпрома» есть: из отчета по МСФО за девять месяцев (годовой еще не публиковался) следует, что только по итогам трех кварталов на счетах «Газпрома» находилось около $19 млрд. Кроме того, всегда есть возможность привлечь займы. Сложностей с этим у компании возникнуть не должно, учитывая низкий уровень долговой нагрузки «Газпрома». 

Россия берет строительство под контроль, поскольку в 2019 году истекает транзитный договор с Украиной, а продлевать его Москва не будет принципиально ни при каких условиях. 

«Евросоюз заинтересован в том, чтобы транспортировка российского газа осуществлялась через Украину, ведь в этом случае Россия фактически будет ее финансировать долгие годы, — комментирует аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. — ЕС старается всячески заблокировать альтернативные направления, в том числе не хочет ничего строить. Соответственно, России приходится идти на серьезные уступки Греции и Турции.

Лукашов отмечает, что при участии в строительстве греческой инфраструктуры самих греков «Газпрому» целесообразно было финансировать проект в кредит под будущие транзитные платежи.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 22.04.2015

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики