Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Либерализация доступа нефтяных компаний на шельф - неизбежный процесс

И. Юшков: Либерализация доступа нефтяных компаний на шельф - неизбежный процесс

Минприроды предлагает в рамках расширения доступа к шельфу использовать механизм создания консорциумов между нефтяными компаниями, в том числе и частными, участников которых будет одобрять государство. Что принесет отрасли появление частных компаний в шельфовых проектах? Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков ответил на вопросы издания.

- Что принесет отрасли появление частных компаний в шельфовых проектах?

- Тут важно отметить, что по действующему законодательству на шельфе могут работать государственные компании, имеющие 5-летний опыт работы. В то же время все государственные компании отстают в плане приватизации. Поэтому, либо когда Роснефть будет приватизироваться, нужно будет отнять у нее все шельфовые проекты и лицензии, либо изменить законодательство.

Поэтому изменение законодательства и либерализация доступа нефтяных компаний на шельф - это неизбежный процесс, который будет происходить. Просто сейчас этот факт хотят завуалировать - и вроде как допускают теперь и частные компании к разработке шельфовых проектов. Прежде всего, речь идет о "ЛУКОЙЛе" и "Новатэке". У "ЛУКОЙЛа" есть желание, технологии и опыт по разработке шельфовых проектов, в том числе, и за рубежом, и в России. Они активно работают на Каспии. Конечно, они хотели бы работать и на шельфе.

Для государства это будет только в плюс, потому что придут частные инвесторы, которые будут вкладывать свои деньги. Не государственные, как та же Роснефть, потому что скважина, которая была пробурена в Карском море в прошлом году, очень дорогая, больше полумиллиарда долларов стоила. А тут будут не государственные деньги тратить, а частные. Во-первых, вести геологоразведку и ставить на баланс новые месторождения придется именно им. Если частники успешно реализуют  свои проекты, то будут добывать там нефть, соответственно, ее экспортировать и платить экспортные пошлины, и платить налог на добычу полезных ископаемых и остальные налоги.

То есть для России это крайне важно и нужно, потому что сейчас мы будем наблюдать падение добычи нефти из-за истощения Западно-Сибирских месторождений, которые разрабатываются с советского времени. Так что для государства от этого только плюс, непонятно, почему раньше этого не делалось, и какие опасности подразумевались. Хотя бы сделали такой режим, который предлагал Вадим Алекперов, при котором на шелльф допускаются компании, где бенефициарами являются российские граждане. Соответственно, давать эту возможность не иностранцам, а российским гражданам. Поэтому мне представляется, это давно надо было это сделать.

- Может ли этот шаг способствовать более скорому освоению шельфовых территорий и формированию развитой инфраструктуры?

- Скорее всего, в ближайший год-два шельфовые проекты частные компании разрабатывать не будут, потому что они уже спланировали инвестиционную программу, и при нынешних ценах на нефть это совершенно нерентабельное занятие. Единственное, что они могут начать- проведение геолого-разведочных работ и подготовку к реализации этих проектов. Если цена нефти поднимется опять до 100 долларов, и будет сохранятся на таком высоком уровне через год, через два, естественно, что они уже задумаются о добычных проектах.

Заметим, речь идет о проектах на шельфе южных морей, на том же Каспии добыча будет активно развиваться, и на Дальнеи Востоке. Выход на Арктические моря сложнее, потому что, инфраструктуры нет, технологий нет, и все это предстоит только разрабатывать и создавать. А главная проблема - в том, что 80% лицензий на шельфе уже розданы госкомпаниям: это Газпром и Роснефть. И даже сейчас пришлось Путину в это вмешаться, и сказать, что новые лицензии, на которые уже подали заявки госкомпании, госкомпаниям пока не отдавать, и заморозить процесс лицензирования шельфовых месторождений. Чтобы было что сейчас  частникам отдать.   

Источник: Bigness.Ru, 22.04.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики