Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Претензии «Газпрому» - это заготовленное оружие ЕС, припрятанное в кустах»

«Претензии «Газпрому» - это заготовленное оружие ЕС, припрятанное в кустах»

Еврокомиссия уже сегодня может выдвинуть официальные претензии в адрес «Газпрома». Эксперты считают это дело исключительно политическим.

Российскую газовую компанию хотят обвинить в монопольных злоупотреблениях на рынках Центральной и Восточной Европы. Расследование началось еще в 2012 году. В 2013-м были готовы первые обвинения. Однако тогда их отложили в надежде договориться с концерном. Видимо сейчас ситуация кардинально изменилась.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков рассказал НСН, что претензии у Евросоюза к «Газпрому» назрели давно.

«Можно сказать, это было заготовленное оружие, припрятанное в кустах, - заявил НСН Юшков. - Иск по антимонопольному законодательству ЕС просто не пускали в ход. Известно, что несколько лет назад производились выемки в офисах европейских энергетических концернов, которые выявили, что «Газпром» вел нерыночные взаимоотношения. В частности, были заключены секретные соглашения, заключающиеся в том, что компании в обмен на скидки в качестве поставщика газа выберут именно «Газпром». Причем речь идет о достаточно крупных покупателях – Германии, Италии, некоторых стран Восточной Европы. Таким образом, «Газпром» обвиняют в нарушении некой конкуренции на энергетическом рынке ЕС. Плюс выдвигаются обвинение в нарушении норм третьего энергетического пакета», - отметил эксперт.

Юридически Третий энергетический пакет (ТЭП) является набором директив в сфере поставок электроэнергии и газа, регламентирующих вопросы владения и использования газопроводов и электросетей, а также предусматривающих учреждение Агентства по энергетике. В его основе лежит принцип разделения. При этом страны ЕС могут выбрать один из трех вариантов реформы распределительных сетей. Первый из них предполагает принудительное разделение собственности вертикально интегрированных холдингов: энергетические компании должны продать свои транспортные сети независимому оператору и не смогут иметь в нем контрольного пакета. Второй вариант позволяет добывающим компаниям оставаться владельцем транспортных сетей. Однако управлением сетью в этом случае должен заниматься специально созданный «независимый оператор системы». Третий вариант также предполагает сохранение вертикально интегрированных корпораций, но их деятельность будет контролировать специальный «наблюдательный орган». На внедрение этих правил европейским странам предоставляется три с половиной года.

«Однако, веских обвинении пока не представлено. Скорее существует политический заказ на то, чтобы раскрутить это дело именно сейчас, когда Газпром начал продвигать свой проект «Турецкий поток». Тем более, недавно были достигнуты договоренности с Грецией о совместной реализации этого участка», - считает Юшков.

«Цель «европейцев» – склонить «Газпром» к продолжению транспортировки газа через Украину, для того, что бы она получила подписку для своего бюджета после 2019 года (в 2019 году у «Газпрома» и Украины заканчивается договор о транзите – НСН). «Газпром» же принципиально отказывается - в этом и заключается основное противоречие. Если бы не было ситуации с Украиной, то можно было бы подумать, что ЕС, таким образом, хочет выторговать себе скидку», - поделился своим предположением с НСН аналитик.

«Пока перспективы этого судебного дела для «Газпрома» выглядят не радужными. С большой степенью вероятности можно предположить, что брюссельский суд встанет на сторону антимонопольных служб ЕС, что грозит компании многомиллиардными штрафами. Но так как дело это больше политическое, чем экономическое, или правовое, то полагаю, оно будет решаться в рамках консультаций на высшем уровне между ЕС и Россией», - заключил Игорь Юшков.  

Антимонопольное расследование Еврокомиссии против «Газпрома» было объявлено в сентябре 2012 года. Этому предшествовал, по выражению Financial Times, «крупнейший в истории Европы антимонопольный рейд»: 27 сентября 2011 года следователи Еврокомиссии провели внезапные синхронные инспекции с выемкой документов в офисах дочерних компаний и контрагентов «Газпрома» в 10 странах — от Болгарии до Эстонии.

Источник: НСН, 22.04.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики