Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Россия для Европы — самый надежный поставщик газа» (аудио)

«Россия для Европы — самый надежный поставщик газа» (аудио)

Почему Еврокомиссия обвиняет «Газпром» в монополизации рынка? Кому на Западе выгодно охлаждение отношений с энергетической компанией? И почему «Газпром» не должен прекращать сотрудничество с Европой? На эти и другие вопросу ведущему «Коммерсантъ FM» Анатолию Кузичеву ответил заместитель генерального директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в рамках программы «Действующие лица».

«Еврокомиссия не может считать себя влиятельной, не оказывая влияния на энергетику»

Алексей Гривач о политической составляющей в деле «Газпрома»: «Что касается сути претензии, то они достаточно странные. У меня такое впечатление сложилось, что не нашли ничего серьезного, поэтому хотя бы что-то. Потому что совсем сказать, что „Газпром“ не виноват, это вроде как не в тренде и было бы потерей лица и, возможно, окончанием политической карьеры тех лиц, которые бы допустили себе такое вольнодумство. Естественно, это исключительно политическое решение на злобу дня. И конечно, оно конъюнктурное, и даже не только в смысле политики, а в смысле того, что происходит на рынке. Знаменательно, что решение появилось весной, когда не так остро стоит вопрос газоснабжения, когда все-таки можно попытаться здесь какие-то вещи сделать. И есть максимальное количество времени до следующей зимы, возможно, есть полгода, в течение которых можно либо найти компромисс, либо понять, как дальше действовать».

«То, что в странах Восточной Европы не появляются новые поставщики, не вина «Газпрома»

Алексей Гривач о претензиях Еврокомиссии к «Газпрому»: «В начале 2000-х была принята вторая директива Еврокомиссии, которая создавала определенные рынки, правила игры — нельзя дискриминировать новых участников рынка и так далее. Там была дискуссия как раз по долгосрочным контрактам — как их нужно видоизменять, в частности поставщики газа согласились все с Еврокомиссией в итоге, что они уберут из контрактов так называемые ограничения по перепродаже газа на рынках других стран ЕС. „Газпром“ был в их числе, Еврокомиссия подтвердила приверженность долгосрочным контрактам как базе развития рынка и функционирования газового рынка в долгосрочной перспективе. „Газпром“ согласился, как и все остальные, убрать эти оговорки — destination clause. И вот сейчас всплывает, что якобы какие-то еще остались и они как раз создавали препятствия».

О невозможности формирования «справедливой цены» на газ: «Второе обвинение Еврокомиссии — это то, что «Газпром» якобы создавал условия, точнее устанавливал несправедливую цену. Но считать спот ориентиром для стран Восточной Европы, которые не могут купить газ, не могут получить газ из других источников, как-то странно, и считать справедливой ценой цену, которая определяется по долгосрочному контракту из формулы цены, привязанной к нефтяной, несправедливо, и доказать это Еврокомиссии будет очень сложно, тем более что последние события на рынке указывают, что попытки этих стран купить более дешевый газ потерпели фиаско. Польша строит терминал СПГ в Свиноуйсьце, они заключили контракт с Катаром, и цена по этому контракту оказывается сейчас примерно в два раза выше, чем цена «Газпрома».

О том, какое решение вынесет Еврокомиссия: «По моим ощущениям, вот сам факт того, что эти претензии были все-таки выставлены, и в достаточно слабом исполнении, свидетельствует о том, что политическая составляющая будет доминировать. Может быть, эти три месяца будут использованы для каких-то конструктивных переговоров, но вообще состояние энергодиалога и то, как Брюссель себя ведет в рамках этого диалога, стараясь его избегать, во всяком случае публичного, дает мало оснований для оптимизма. Это значит, что вероятнее всего аргументы не будут восприняты, и будет попытка наложить штрафные санкции».

«Третий энергопакет убивает инвестиции в развитие инфраструктуры»

О последствиях политики Еврокомиссии на газовом рынке: «В результате действий Еврокомиссии, в частности введения Третьего энергопакета, поставщики были вынуждены пересматривать условия поставок, то есть снижать цены. Но для конечных потребителей цены росли или снижались не в том объеме, в котором они снижались от поставщиков. Это значит, что под лозунгом конкурентоспособности газа эта конкурентоспособность убивалась, потому что поставщик получал меньше денег, но привлекательность газа для покупателей от этого не увеличивалась».

Об влиянии лоббистов на торговые отношения России и Европы:«Разговоры о том, чтобы „перекрыть заслонку“, крайне вредны, они популярны в определенной среде, но крайне вредны для России. Более того, некоторые действия Еврокомиссии провоцируют это, возможно, несознательно. Есть партия лоббистов, игроков, которым российский газ в Европе и газовое партнерство России и Европы, которое было выстроено еще во времена Холодной войны, — это кость в горле и большая проблема. Они бы хотели, чтобы оно разрушилось. Если Россия закрывает заслонку, они получают супераргумент, почему от России нужно отказаться».

Источник: Коммерсантъ ФМ, 23.04.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики