Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Год без скидок: Новые реалии «газовых отношений» России и Украины

Год без скидок: Новые реалии «газовых отношений» России и Украины

Затянувшийся украинский политический кризис продолжает дарить нам новые годовщины. В феврале 2014 года в Киеве майдановские активисты взяли власть в свои руки, в марте Крым присоединился к России. 1 апреля также является своеобразной годовщиной – с начала второго квартала 2014 года поставки российского газа на Украину были «очищены» от всех действовавших скидок. Взаимодействие «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» стало основываться исключительно на контракте от 2009 года. Основным последствием введения нового формата торговли стало повышение стоимости газа с $268,5 за тыс. куб. м. до $485 тыс. куб. м. В итоге газовый конфликт России и Украины перешел на новый виток своего развития. По прошествии года можно подвести предварительные итога противостояния: стал ли минувший год прогулкой по кругу или же стороны продвигаются вперед.

Истоки газового конфликта

Действующий сейчас контракт «Газпрома» и «Нафтогаза» был подписан в 2009 году, после острого кризиса. Тогда компании не смогло договориться об условиях поставок в 2009 году и с января «Газпром» сократил подачу газа в украинскую ГТС до объемов предназначенных европейским потребителям. После начала несанкционированного отбора газа Украиной, российский концерн остановил транзит газа по газопроводу «Уренгой-Помары-Ужгород». В результате стороны подписали новый коммерческий контракт. По его условиям стоимость газа для Украины определялась как цена газа в Словакии в первом квартале 2009 года минус стоимость транспортировки через Украину. Базовая ставка в $450 за тыс. куб. м. привязывалась к котировкам мазута и газойля в Италии.

Для украинской экономики рыночные цены на газ создают существенные проблемы, так как на протяжении всего постсоветского периода руководство страны не предпринимало мер стимулирования снижения энергоемкости предприятий. Вместо этого украинские политик пытались давить на Россию, выторговывая снижение стоимости газа. После подписания договора в 2009 года, Киев предложил Москве пролонгировать сроки базировании Черноморского флота в Крыму, истекающие в мае 2017 года. В 2010 году были подписаны так называемые «Харьковские соглашения». Они предусматривали предоставление Украине скидки к цене тыс. куб. м. газа в размере 30% но не более $100. Кроме того, замораживалось действие пункта 6.6 газового контракта, предусматривавшего штрафы за ежемесячный недобор контрактных объемов газа украинской стороной. Предполагалось, что $100 скидка с каждой поставленной на Украину тысячи куб. м. газа пойдет в счет оплаты базирования Черноморского флота после 2017 года. Хотя сама стоимость аренды морской базы в Севастополе повысилась до $100 млн. в год. В таких условиях «Нафтогаз» покупал «голубое топливо у «Газпрома» вплоть до конца 2013 года.

Несмотря на скидку, Украина не могла позволить себе закупать необходимые объемы газа, поэтому часть потребления закрывалось за счет изъятия запасов из подземных хранилищ.

Источник: «Нафтогаз Украины» 

Попутно в газовом балансе Украины наблюдалась другая тенденция – снижение потребления газа. Это происходило преимущественно за счет сокращения потребления промышленными потребителями.

Источник: «Нафтогаз Украины»

Именно дешевый газ с советских времен давал возможность Украине активно развивать металлургическую и химическую отрасли. Однако дополнительные скидки на российское сырье могли быть предоставлены только в случае участи Украины в интеграционных проектах на евразийском пространстве, т.е. при политическом сближении с Россией. Но стратегия украинских властей противоположна. Украинские политические элиты на протяжении всего постсоветского периода выстраивают позиционирование Украины как государства отличного от России. Разница позиций украинских политиков заключается лишь в степени проявления этого позиционирования. Даже Виктор Янукович, которого часто называют пророссийским политиком, не предлагал вступить в Таможенный союз. Он как, и его оппоненты, обещал украинским гражданам рост благосостояния при интеграции в Европу. Именно поэтому администрация Януковича вела подготовку к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС. Но понимание убыточности евроинтеграции и желание быстро поправить дела в экономике привело к тому, что в декабре 2013 года Виктор Янукович во время визита в Москву договорился с Владимиром Путиным о скидке на газ до $268,5 за тыс. куб. м., а также о покупке Россией украинских гособлигаций на сумму $15 млрд. (были куплены на сумму в $3 млрд.). Соглашения представляли собой дополнительное соглашение «Газпрома» и «Нафтогаза», по условиям которого скидка предоставлялась с 1 января и до конца 1-го квартала 2015 года. Однако базовый договор компаний от 2009 года оставался неизменным, а решение о продлении допсоглашения на второй квартал 2015 года оставалось за «Газпромом». Данная скидка предоставлялась Украине в качестве демонстрации преимуществ интеграции с Россией. Руководство РФ ясно дает понять, что ее конкурентные преимущества распространяются и на ее союзников. Ярким примером является предоставление Армении скидки на газ после заявления о желании вступить в Таможенный союз, хотя страна еще даже не подписала «дорожные карты» для присоединения к союзу.

Украина после политического переворота провозгласила приоритетным направлением развития евроинтеграцию. Поэтому Россия приняла решение отказаться от продления скидки по соглашению Януковича-Путина от декабря 2013 года. Формально отказ от продления данного соглашения на второй квартал 2014 года был обоснован неплатежами Украины. За поставленные в феврале 1,6 млрд. куб. м. газа Украина перевела «Газпрому» $80 млн. из необходимых $425 млн., т.е. долг за февраль составил $345 млн. А в марте «Нафтогаз» и вовсе не стал платить за поставленные 1,9 млрд. куб. м. газа (счет был выставлен на $505 млн.). При этом «Нафтогаз» к тому времен не расплатился с «Газпромом» за поставки в 2013 году ($1,35 млрд.). Таким образом, к 1 апреля 2014 года задолжность «Нафтогаза» перед «Газпромом» выросла до $2,2 млрд.

Отмена «декабрьской скидки» привела к росту цены на российский газ для Украины до $385,5 за тыс. куб. м. Но одновременно была аннулирована скидка по «Харьковским соглашениям». После присоединения Крыма необходимость в выплатах Украине арендных платежей за базирование Черноморского флота в Севастополе отпала. Фактически Россия не отказывалась от предоставления Украине $100-й скидки, но ее необходимо было переоформить как простое постановление Правительства РФ, снимающее экспортную пошлину газового экспорта на Украину. Киев же не мог согласиться на подобное переформатирование, так как это означало бы признание потери Крыма. В итоге с 1 апреля 2014 года все скидки для Украины были отменены и между «Газпромом» и «Нафтогазом» стал действовать только коммерческий контракт от 2009 года, цена газа по которому составила $485,5 за тыс. куб. м. В ответ на деполитизацию цены Украина перестала оплачивать поставки, продолжая отбирать российский газ. Только в июле «Газпром» прекратил поставки для украинских потребителей, перейдя в отношениях с «Нафтогазом» на систему предоплаты.

Вопрос цены на газ

Украинские власти объясняли свое нежелание оплачивать поставки российского газа высокой ценой. Однако в реальности вопрос цены был центральным в газовом вопросе до политического переворота в Киеве. Теперь же газовые поставки политизированы в высшей мере. И стоимость «голубого топлива» отходит на второй план. Главное теперь – политические отношения России и Украины. Например, киевские власти в апреле 2014 года заявляли, что не будут оплачивать российский газ, так как считают цену в $485,5 за тыс. куб. м. завышенной. Но к тому моменту «Нафтогаз» не оплачивал газ и по $268,5 за тыс. куб.

Показательно также то, что «Нафтогаз» подал иск к «Газпрому» в Стокгольмский арбитраж с требованием установить «справедливую» цену на российский газ и взыскать с российского концерна переплаченные средства. Киев настаивает на том, что цена первого квартала 2014 года - $268,5 за тыс. куб. м. является «справедливой». Но при этом «Нафтогаз» активно закупает реверсный газ в Европе по более высоким ценам, заявляя, что его стоимость рыночная и даже «дешевая». Например, в ноябре 2014 года по данным Укрстата, Украина импортировала 940 млн. куб. м. газа, причем весь объем пришел из Европы: 880 млн. куб. м. из Словакии и 60 млн. куб. м. из Польши. Закупки произвелись на сумму $358,8 млн., т.е. каждый кубометр стоил в среднем $381.

Показательно, что 31 октября «Нафтогаз» и «Газпром» при посредничестве Еврокомиссии подписали так называемый «зимний пакет» соглашений, по которому цена российского газа в 4-м квартале 2014 года составляла $378 за тыс. куб. м. Притом, что российский газ стоил на $3 дешевле европейского, «Нафтогаз» возобновил закупки только в декабре.

В конце 2014 – начале 2015 года цена на газ стала снижаться вслед за стоимостью нефти. В январе Украина покупала российский газ по $329 за тыс. куб. м. Ровно столько же «Нафтогаз» платил в рамках поставки реверсного газа из Европы. А во втором квартале стоимость российского газа должна была опуститься еще больше. Без учета скидки контрактная стоимость газа отпустилась бы с $429 до $347,18 за тыс. куб. м. Фактически с 1 апреля 2014 по 1 апреля 2015 года благодаря снижению нефтяных цен стоимость российского газа для «Нафтогаза» снизилась на $138,32 за каждый кубометр. Однако в качестве «жеста доброй воли» Правительство РФ пошло на продление действий условий «зимнего пакета», что подразумевает сохранение $100-й скидки. Поэтому с апреля 2015 года «Газпром» будет продавать газ Украине по $247,18 за тыс. куб. м. Подобные действия российской стороны объясняются желание продемонстрировать свой вклад в разрешение политического и экономического кризиса на Украине. Кроме того, предоставление скидки сделает российский газ для Украины дешевле европейского, ведь на рынке ЕС также происходит снижение газовых цен вслед за падением нефтяных котировок. Важно отметить, что скидка предоставляется за счет обнуления экспортной пошлины, т.е. за счет российского бюджета. Контракт «Газпрома» и «Нафтогаза» остается неизменным. Изменения в соглашение не могут быть внесены, так как компании подали встречные иски в Стокгольмский арбитраж.

Перспективы сотрудничества России и Украины в газовой сфере

Президент России Владимир Путин и Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев одобрили продление «зимнего пакета» договоренностей с Украиной только на второй квартал 2015 года. Это оставляет пространство для маневра в случае существенного изменения политической ситуации. Кроме того, определенность цены только на ближайшие 3 месяца должна стимулировать украинских партнеров к началу закачки газа в ПХГ для прохождения следующего отопительного сезона. Однако Киев рассчитывает на продолжение снижения цен в третьем квартале, поэтому не рассчитывает закупать российский газ в больших масштабах.

Крайний срок начала закачки газа в ПХГ – июль. Поэтому до этого времени украинские власти будут наращивать противоречия между Россией и Евросоюзом. Тем самым Киев создает себе образ «щита Европы» от «российской агрессии». В марте министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин заявил, что Евросоюз должен разделить с Украиной затраты на покупку газа для закачки в ПХГ.

Украинские политики понимают, что могут и не добиться от ЕС постоянного потока финансовой помощи. Поэтому они хотят получить возможность закупать излишки европейского газа в больших масштабах. Председателя правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрея Коболева в ноябре 2014 говорил, что Украина хочет закупать весь необходимый газ в Словакии. Но для этого нужно разорвать контракты Словакии с «Газпромом», предусматривающие резервирование словацких газотранспортных мощностей. Украина намерена интегрироваться в европейские энергетическое пространство, рассчитывая, что это позволит ей осуществлять виртуальный реверс газа. Но в реальности нет никаких гарантий того, что «Нафтогаз» в любой момент времени сможет купить в Европе газ по низкой цене и обменять его клиенту «Газпрома» на те же объемы, идущие через из России через Украину в Европу. «Газпром» не намерен разрешать «Нафтогазу» осуществлять виртуальный реверс. До точки сдачи-приемки в австрийском Баумгартене, газ принадлежит «Газпрому» и не может быть перепродан «Нафтогазу». К тому имплементация Украиной норм «Третьего энергетического пакета» без вступления в Евросоюз выглядит затруднительным процессом. 

Более перспективным вариантом диверсификации источников газа является строительство газопроводов-интерконнекторов. Но успеха этой меры необходимы две составляющие: средства на строительства газопроводов и профицит газа на европейском рынке. Экономика Украины становится все менее привлекательной для инвестирования, поэтому с финансированием новых строек могут возникнуть сложности. Профицита газа в Европе также не наблюдается. Собственная добыча стран ЕС падает уже много лет, в Норвегии наблюдается естественное истощение месторождений, а Алжир наращивает экспорт СПГ на азиатские рынки, снимая объемы газа в европейского рынка. Хотя в последние годы Украина наращивает поставки газа из Европы. Это объясняется теплыми зимами и последующей распродажей запасов из ПХГ.

Данные: «Укртрансгаз» 

Таким образом, Россия остается единственным надежным поставщиком газа как в Европу, так и на Украину. Но политизация энергетики приводит к сокращению поставок росийского газа на оба указанных рынка. Европейские потребители снижают потребление газа четвертый год подряд, вытесняя газ из своего топливного баланса под страхом укрепления зависимости от импорта. Украина же вынуждена снижать закупки газа в России так как это соответствует политическому курсу правящей политической элиты. Имея меньше возможностей для диверсификации энергетического баланса чем ЕС, Украина снижает потребление газа себе в ущерб, прежде всего за сокращения потребления газа промышленными предприятиями.

Данные: «Нафтогаз Украины»

Дополнительное сокращение потребления произошло благодаря исключению Донбасса из баланса потребления. 19 февраля 2015 года «Нафтогаз» прекратил поставки газа на территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР сославшись на «критическое повреждение газопровода». Киев также отказывается считать импортом поставки российского газа на территорию Донецкой и Луганской областей из Ростовской области РФ через ГИС «Платово» и ГИС «Прохоровка». Донбасс традиционно был одним из крупнейших регионов потребителей газа (20% потребления газа на Украине). Поэтому «газовая блокада» ДНР и ЛНР позволила Украине продемонстрировать сокращение потребления «голубого топлива».

Дальнейшее сокращение потребления газа на Украине фактически невозможно без социальных потрясений. Поэтому сокращение доли российского газа в энергетическом балансе возможно будет проводить только за счет наращивания поставок газа из Европы, что проблематично по указанным выше причинам. В результате России и Украине придется сотрудничать в газовой сфере еще несколько лет, как минимум до запуска «Турецкого потока». Новый газопровод будет иметь мощность до 63 млрд. куб. м. газа в год. А транзит российского газа в Европу через Украину в 2014 году составил 59,4 млрд. куб. м. Т.е. создание обходного газопровода лишит Украину статуса безальтернативного транзитера. Одновременно Украина получит возможность задействовать газотранспортные мощности для увеличения реверсных поставок. А существенная диверсификация источников газоснабжения будет способствовать деполитизации газового вопроса в отношениях России и Украину. 

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Источник: Materik.ru, 29.04.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики