Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Украина меряются претензиями

Россия и Украина меряются претензиями

Украина требует с «Газпрома» $16 млрд, у «Газпрома» претензии еще больше

Украина требует от «Газпрома» через суд уже более $16 млрд. «Газпром» в ответ говорит, что его претензии еще больше, только по штрафам take-or-pay суммы «астрономические». По оценкам экспертов, до $40 млрд. Симпатии Стокгольмского арбитража будут на стороне Украины, предупреждают эксперты. Однако нельзя говорить, что Киев выйдет безоговорочным победителем в этом споре.

Украинский «Нафтогаз» подал в Стокгольмский арбитражный суд новый иск к «Газпрому». Речь идет о попытке оспорить транзитный договор, который «Нафтогаз» считает несправедливым, и получить компенсации за недостаточный, с точки зрения Киева, транзит через территорию Украины.

Требования по новому иску составляют $10 млрд. Учитывая, что в Стокгольме уже рассматриваются аналогичные претензии «Нафтогаза» к «Газпрому», общая сумма составляет $16 млрд.

 

Первый иск «Нафтогаз» подал еще в октябре 2014 года, в нем истец просит обязать «Газпром» компенсировать $3,2 млрд за снижение объемов транзита и $3 млрд за низкую тарифную ставку. Также «Нафтогаз» требует признать, что транзитный тариф в контракте «должен быть изменен таким образом, как будет указано в дальнейших письменных заявлениях «Нафтогаза», в соответствии с основными принципами шведского контрактного права».

 

Украинский премьер-министр Арсений Яценюк 1 мая написал на своей странице в Facebook, что в течение полугода после первого обращения в арбитраж по транзитному контракту «ведущие международные эксперты и юристы осуществили значительный объем работы, чтобы четко доказать, что транзитный контракт является несправедливым по отношению к Украине». Причем, по словам Яценюка, общая сумма претензий даже превышает $16 млрд.

«Газпром» в ответ заявил, что сумма встречных претензий к «Нафтогазу» еще выше.

Об этом представитель монополии Сергей Куприянов заявил ТАСС, однако цифры не уточнил.

В «Газпроме» «Газете.Ru» пояснили, что речь идет о претензиях по невыполнению Украиной контрактных обязательств, штрафах и пенях.

«Только по take-or-pay суммы астрономические», — сказал собеседник «Газеты.Ru»

 

Принцип take-or-pay («бери или плати») подразумевает, что потребитель должен закупать определенную часть законтрактованного газа вне зависимости от того, нужны ли в действительности эти объемы, либо так или иначе оплачивать его стоимость. Кстати, эта торговая практика вошла в список претензий к «Газпрому» со стороны Еврокомиссии. ЕК рассматривает использование take-or-pay как злоупотребление доминирующим положением на рынке.

 

Что касается Украины, то «Газпром» пообещал во втором квартале штрафы по take-or-pay не требовать. Всего с 2010 года, как заявляла российская монополия, штрафы за недобор газа составили $11,388 млрд.

Однако по оценке замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, сумма значительно больше и может составить почти $40 млрд.

«В 2009–2011 годы были заключены договоренности о невзимании штрафов по take-or-pay, однако в период с 2012 по 2014 год включительно Киев недокачал около 60 млрд кубометров газа, — рассказывает Гривач. — И здесь штрафы уже составляют $27 млрд».

Кроме того «Газпром» требует от Украины компенсировать потери по предоставленной ранее скидке (так называемое харьковское соглашение). Российская монополия снизила цену на $100 за 1 тыс. кубометров, в обмен на то, что Украина продлевала с 2017 года соглашение о размещении Черноморского флота РФ в Севастополе. После того как Крым перешел к России, скидка оказалась бесполезной, «Газпром» фактически потерял деньги. По словам Алексея Гривача, это еще $11,4 млрд.

Директор энергетического направления Института энергетики и финансов Алексей Громов считает, что симпатии Стокгольмского арбитража в силу политических причин будут на стороне Украины.

Впрочем, нельзя говорить, что ей обеспечена победа в деле. Эксперты рынка ранее говорили, что «транзитные» иски Украины вообще не имеют судебной перспективы, так как в соответствующем контракте «Газпрома» не прописаны никакие штрафные санкции на случай невыполнения российской монополией обязательств по прокачке газа (компания должна поставлять через Украину не менее 110 млрд куб. м в год). Поэтому непонятно, по какой формуле Киев рассчитывал сумму претензий. Что касается стоимости транзитных услуг, то здесь цена транзита напрямую связана с ценой собственно газа, а Украина пытается поднять цену транспортировки, при этом требуя от «Газпрома» снижения газовой цены.

 

«Контракт, подписанный Киевом в 2009 году, был опубликован, его мог прочитать любой, и в нем нет откровенно дискриминационных условий, — указывает Громов. — Единственное сомнительное место — привязка цены газа к цене нефтепродуктов на рынке Италии, одном из самых дорогих в Европе. То есть Украина заведомо должна платить больше, чем страны — соседи по региону». Но тем не менее контракт был подписан, подчеркивает эксперт. «Газпром» никого не заставлял», — отмечает он.

 

«Мы полагаем, что претензии еще будут нарастать с обеих сторон, лавинообразно, — предупреждает эксперт. — Но суд в Стокгольме — дело долгое, по нашим оценкам, он завершится не ранее 2016–2017 года».

«Газпром» также ранее заявлял, что не ждет решения Стокгольмского арбитража раньше 2017 года.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 02.05.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики