Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» зовет «ЛУКойл» на шельф

«Газпром» зовет «ЛУКойл» на шельф

«ЛУКойл» и «Газпром» создают альянс для выхода на шельф до конца 2015 года

«Газпром» и «ЛУКойл» активизируют переговоры об участии нефтяной компании в проектах на континентальном шельфе. Пока у «ЛУКойла» нет разрешения на такие работы, однако оно может быть получено еще до конца года. По словам экспертов, «Газпром» и «ЛУКойл» создали альянс, и теперь газовая монополия поддержит «ЛУКойл» в вопросе шельфа, а нефтяная компания выступит на стороне «Газпрома» в противостоянии с «Роснефтью» и НОВАТЭКом.

«ЛУКойл» и «Газпром» изучают возможность совместной деятельности на континентальном шельфе России, рассказал представитель «ЛУКойла» «Газете.Ru». Это продолжение стратегического партнерства, о котором компании договорились еще в мае 2014 года.

Компании договорились о сотрудничестве на прошлогоднем Петербургском экономическом форуме. В рамках соглашения о партнерстве они должны были изучить возможности совместной реализации проектов по поиску, разведке, добыче, подготовке, транспортировке и переработке углеводородного сырья в пределах Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, российского континентального шельфа, в Каспийском море, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а также в других регионах, которые могут быть согласованы дополнительно.

 

Член правления «Газпрома» Всеволод Черепанов в ходе пресс-конференции во вторник сообщил, что «Газпром» приглашает «ЛУКойл» к участию в разработке ряда своих блоков. Говоря о конкретных участках, где может быть организовано сотрудничество, он сказал: «Пока только один — Баренцево море».

«Сейчас на повестке дня — возможность совместной работы с «ЛУКойлом» на нескольких участках «Газпрома» на арктическом шельфе, в частности на Медвежьем участке в Баренцевом море», — уточнили «Газете.Ru» в управлении информации газовой монополии.

Глава «ЛУКойла» Вагит Алекперов еще в прошлом году говорил, что ведутся переговоры по созданию совместного предприятия, где «Газпрому» будет принадлежать 66%, «ЛУКойлу» — 34%. Предполагалось, что СП займется как раз освоением участка Медвежий в Баренцевом море. Его прогнозные ресурсы ранее оценивались в 183 млрд кубометров газа и в 2 млн т газового конденсата. Кроме того, «Газпром» в Баренцевом море владеет лицензиями на Демидовский и Ферсмановский участки (ресурсы — 275,5 млрд кубометров газа и 945 млрд кубов соответственно).

Проблема в том, что на сегодняшний день «ЛУКойл» не имеет права работать на континентальном шельфе.

Согласно действующему законодательству, таким правом обладают только госкомпании, имеющие опыт шельфовых работ не менее пяти лет. На деле этим критериям соответствуют только «Газпром», «Роснефть» и «Зарубежнефть». Ранее сообщалось, что разрешение на шельфовые работы может также получить Росгеология, но здесь речь идет лишь о геологоразведке.

 

«Газпром» и «ЛУКойл» проводят анализ возможностей заранее, на случай, если частная компания получит разрешение, — пояснил «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией. — «ЛУКойлу» так или иначе придется тратить время на оценку перспектив, выделение финансирования и т.д.».

Частные компании уже давно добиваются разрешения на освоение континентального шельфа. Однако из всех именно «ЛУКойл» имеет наибольшие шансы. В конце апреля глава Минприроды Сергей Донской заявлял, что государство, в принципе, не против допуска частников на шельф. Ранее МПР говорило, что, если шельф будут разрабатывать только «Роснефть» и «Газпром», освоение займет не менее 165 лет.

Но претенденты на шельф должны соответствовать определенным критериям. Это опыт шельфовых работ (причем неважно, на каком шельфе компания осуществляла свою деятельность) и наличие необходимых финансовых и технических ресурсов. Фактически этим условиям отвечает только «ЛУКойл», уже работающий на шельфе Каспия.

 

«Вопрос о либерализации доступа к шельфу согласован у президента, и окончательное решение должно быть принято уже осенью, — рассказывает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — И если «Газпром» и «ЛУКойл» подпишут конкретное соглашение по конкретным участкам, это лишь ускорит принятие решения».

Симонов напомнил, что наиболее перспективные участки шельфа уже разобраны госкомпаниями, но «ЛУКойл» ранее просил предоставить ему возможность доказать свою способность работать на шельфе. Тогда речь шла о шельфе Якутии. Там, по мнению Симонова, компания и будет работать по получению доступа уже самостоятельно.

«Газпром» в отличие от «Роснефти» показывает, что не против выхода частников на шельф, — говорит глава ФНЭБ.

«Роснефть» ранее заявляла, что Минприроды с помощью предложений о либерализации доступа на шельф Арктики лоббирует интересы частных компаний. По мнению «Роснефти», действующая на сегодняшний день система выдачи лицензий на геологоразведку и добычу на участках российского шельфа защищает государственные интересы и определяет четкие правила допуска частных партнеров, как российских, так и зарубежных.

«В случае изменения данной системы стратегические партнеры могут отказаться от сотрудничества с российскими госкомпаниями, — отмечала «Роснефть», напоминая, что до введения санкций крупнейшие иностранные компании стремились к сотрудничеству в Арктике и его осуществляли.

 

«Роснефть» заключила соглашения о совместной работе на шельфе с американской ExxonMobil, итальянской Eni и норвежской Statoil. Exxon из-за санкций была вынуждена прервать сотрудничество.

По мнению «Роснефти», изменение действующей системы допуска на шельф — это поддержка санкций, так как это дополнительно стимулирует зарубежных стратегических партнеров к выходу из сотрудничества.

Симонов полагает, что «Газпром» мог заключить с «ЛУКойлом» взаимовыгодный альянс: газовая монополия поддерживает нефтяную компанию в вопросе выхода на шельф, а «ЛУКойл» поддержит «Газпром» в противостоянии с «Роснефтью» и НОВАТЭКом.

«Речь идет о попытках НОВАТЭКа и «Роснефти» (крупнейших в России производителей газа после «Газпрома») разрушить экспортную трубопроводную монополию «Газпрома», — поясняет Симонов. — Компании хотят сами поставлять свой газ за рубеж и лоббируют либерализацию экспорта трубопроводного газа».

 «ЛУКойл» сам является крупным производителем газа. По итогам прошлого года газодобыча компании превысила 20 млрд кубометров. НОВАТЭК в 2014 году добыл 62,13 млрд кубометров газа. «Роснефть» — 56,7 млрд кубометров (из них 28,5 млрд — природного газа, 28,2 — попутного нефтяного).

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 19.05.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики