В начале недели глава департамента маркетинга компании Sakhalin Energy (оператор проекта «Сахалин-2», в рамках которого работает единственный на сегодняшний день в России завод по сжижению газа) Бернард Самуэльс в интервью журналу Blue Fuel говорил, что в 2014 году компания произвела 10,8 млн т СПГ. И 80% этих объемов закупила Япония.
Однако сжиженный газ значительно дороже трубопроводного.
В прошлом году поставки российского СПГ осуществлялись в среднем по цене в $788 за тонну ($579 за 1 тыс. кубометров). Для сравнения, средняя цена поставок «Газпрома» по трубам в Европу составляла $350–380.
«Но уже в феврале 2015 года, на фоне снижения цен на нефть, цена сжиженного газа снизилась до $614 за тонну ($451 за 1 тыс. кубов)», — рассказывает завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.
По оценкам эксперта, учитывая затраты на строительство газопровода и нежелание «Газпрома» терять доход, цена газа, поставляемого в Японию по трубе, в любом случае будет не ниже $400 за 1 тыс. кубометров.
Но прокладка морского газопровода в Японию связана с серьезными рисками. «Это сейсмоопасный регион, — поясняет ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. — Все исследования, которые проводились по поводу газовой трубы в Японию, завершались негативным заключением специалистов».
По словам Танкаева, на сегодняшний день просто нет надежных технологий для строительства морских газопроводов в сейсмоактивных зонах.
Японцы, впрочем, ранее заявляли, что современные технологии такое строительство позволяют. В качестве примера приводилась технология прокладки подводных тоннелей между японскими островами, которая уже успешно используется.
«Японский рынок построен на локальных сегментах, не связанных друг с другом, — поясняет эксперт. — В том числе, кстати, множество терминалов по приему СПГ, разбросанных по островам».
«Газпром» от комментариев отказался, но, по словам вице-президента Argus Вячеслава Мищенко, для российской монополии строительство газопровода в Японию не слишком привлекательно. Дело в том, что труба привязывает продавца к покупателю, в то время как поставки СПГ кораблями — более гибки. «Они более привлекательны с точки зрения стратегии и геополитики, — говорит Мищенко. — В любой момент «Газпром» может перенаправить потоки, что не получится сделать при поставках по трубе».
С другой стороны, именно СПГ-проекты в России сейчас испытывают определенные сложности.
Сергей Агибалов указывает, что из-за санкций, которые ограничивают российским компаниям доступ к западным рынкам капитала и технологиям, ввод в строй новых мощностей по сжижению газа («Газпром», например, планирует построить завод во Владивостоке) может как минимум отодвинуться по времени. В связи с этим трубопроводные проекты приобретают все большую актуальность.
Кстати, по словам Бернарда Самуэльса из Sakhalin Energy, Япония может отказаться от наращивания закупок российского сжиженного газа именно по причине рисков, связанных с СПГ-проектами.
Автор: Алексей Топалов
Источник: Газета.Ru, 21.05.2015