Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российскому СПГ пришла японская труба

Российскому СПГ пришла японская труба

Япония хочет создать газопровод, который соединит Сахалин и Японский архипелаг. По словам японцев, трубопроводный газ окажется вдвое дешевле закупаемого сейчас российского сжиженного природного газа (СПГ). Однако эксперты считают, что цена будет ниже максимум на 10–11%, так как «Газпром» не захочет терять доход. Кроме того, прокладка сопряжена с чисто техническими сложностями: строительство придется вести в сейсмоактивной зоне.

Японская Tokyo Gas предлагает построить газопровод от Сахалина до центральной части Японии. Об этом заявил в четверг советник компании Сигэру Мураки в ходе форума «Россия – Япония: точки соприкосновения», проходящего в Токио.

По его словам, мощность трубы должна составлять 8 млрд кубометров при протяженности около 1500 км.

Затраты на строительство японский бизнесмен оценил в $3,5 млрд, отметив, что трубопроводный газ окажется для Японии более чем в два раза дешевле закупаемого сейчас сжиженного природного газа.

 

Япония — крупнейший импортер российского сжиженного газа. Потребление этого вида топлива в стране резко возросло после катастрофы на «Фукусиме-1».

 

В начале недели глава департамента маркетинга компании Sakhalin Energy (оператор проекта «Сахалин-2», в рамках которого работает единственный на сегодняшний день в России завод по сжижению газа) Бернард Самуэльс в интервью журналу Blue Fuel говорил, что в 2014 году компания произвела 10,8 млн т СПГ. И 80% этих объемов закупила Япония.

Однако сжиженный газ значительно дороже трубопроводного.

В прошлом году поставки российского СПГ осуществлялись в среднем по цене в $788 за тонну ($579 за 1 тыс. кубометров). Для сравнения, средняя цена поставок «Газпрома» по трубам в Европу составляла $350–380.

«Но уже в феврале 2015 года, на фоне снижения цен на нефть, цена сжиженного газа снизилась до $614 за тонну ($451 за 1 тыс. кубов)», — рассказывает завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.

По оценкам эксперта, учитывая затраты на строительство газопровода и нежелание «Газпрома» терять доход, цена газа, поставляемого в Японию по трубе, в любом случае будет не ниже $400 за 1 тыс. кубометров.

 

Японцы начали говорить о прокладке трубы по дну Японского моря еще в 2014 году. Тогда, правда, речь шла о газопроводе от Сахалина до острова Хоккайдо (общая протяженность трубы — 1350 км), причем стоимость строительства оценивалась в $5 млрд. Причем предполагалось, что основную часть трубы будут строить японцы.

 

Но прокладка морского газопровода в Японию связана с серьезными рисками. «Это сейсмоопасный регион, — поясняет ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. — Все исследования, которые проводились по поводу газовой трубы в Японию, завершались негативным заключением специалистов».

По словам Танкаева, на сегодняшний день просто нет надежных технологий для строительства морских газопроводов в сейсмоактивных зонах.

Японцы, впрочем, ранее заявляли, что современные технологии такое строительство позволяют. В качестве примера приводилась технология прокладки подводных тоннелей между японскими островами, которая уже успешно используется.

 

Но сейсмика — не единственное препятствие. Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач рассказывает, что в Японии фактически нет единой системы газоснабжения.

 

«Японский рынок построен на локальных сегментах, не связанных друг с другом, — поясняет эксперт. — В том числе, кстати, множество терминалов по приему СПГ, разбросанных по островам».

«Газпром» от комментариев отказался, но, по словам вице-президента Argus Вячеслава Мищенко, для российской монополии строительство газопровода в Японию не слишком привлекательно. Дело в том, что труба привязывает продавца к покупателю, в то время как поставки СПГ кораблями — более гибки. «Они более привлекательны с точки зрения стратегии и геополитики, — говорит Мищенко. — В любой момент «Газпром» может перенаправить потоки, что не получится сделать при поставках по трубе».

С другой стороны, именно СПГ-проекты в России сейчас испытывают определенные сложности.

Сергей Агибалов указывает, что из-за санкций, которые ограничивают российским компаниям доступ к западным рынкам капитала и технологиям, ввод в строй новых мощностей по сжижению газа («Газпром», например, планирует построить завод во Владивостоке) может как минимум отодвинуться по времени. В связи с этим трубопроводные проекты приобретают все большую актуальность.

Кстати, по словам Бернарда Самуэльса из Sakhalin Energy, Япония может отказаться от наращивания закупок российского сжиженного газа именно по причине рисков, связанных с СПГ-проектами.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 21.05.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики