Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Брюссель беспокоит вентиль

Брюссель беспокоит вентиль

Греция может не получить до полутора миллиардов евро за транзит российского газа

Переговоры России и Греции по реализации проекта газопровода «Турецкий поток» на греческой территории успешно продолжаются, заявил министр энергетики Греции Панайотис Лафазанис на прошлой неделе, выступая на представительной конференции журнала The Economist в Афинах. И, несмотря на неприкрытое давление со стороны третьих стран, нынешнее правительство Греции настроено на продолжение сотрудничества с Москвой по этому вопросу, уточнил греческий министр. Между тем, неожиданное препятствие на пути сотрудничества России и Греции в плане реализации «Турецкого потока» — газопровода протяженностью около 1100 километров и мощностью 63 миллиарда кубометров газа в год — может возникнуть из-за позиции ЕС. При этом Греция рискует остаться без транзитных платежей, которые эксперты оценивают в сумму от 700 до 1,5 миллиардов долларов ежегодно.

Как заявил замминистра финансов России Сергей Сторчак, Афины, возможно, не смогут привлечь финансирование Москвы на строительство участка газопровода, проходящего через территорию Греции в силу обязательств греков перед международными кредиторами этой страны.

«С точки зрения программы, которую реализует Греция с МВФ, у нее, скорее всего, ограничения на суверенное заимствование, она не может его привлекать», — отметил чиновник и пояснил, что «в таких случаях ЕС обычно рекомендует не занимать деньги нигде, кроме самого Евросоюза».

Впрочем, собеседники «РГ» в Афинах, которые по понятным причинам все-таки предпочитают называть будущий газовый поток по своей территории не «Турецким», а «Греческим», отмечают, что предложенная во время апрельского визита главы «Газпрома» Алексея Миллера в Грецию схема финансирования представляется им вполне реальной.

Напомним, что российская компания готова гарантировать прокачку через Грецию определенного объема газа, под который греческие власти самостоятельно могут получить финансирование, в том числе и на строительство самой трубы.

«Газпром» гарантирует, что через территорию Греции будет транзитироваться до 47 миллиардов кубометров газа и, без сомнения, такие объемы транзита позволят греческой стороне привлечь коммерческие кредиты для реализации других проектов в Греции», уточнил Миллер после встречи с премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом.

Известно, что при ориентировочной длине греческого участка газопровода в 450 км его стоимость достигает 2 миллиардов евро. Понятно, что у Греции, опустошенной экономическим кризисом, а также необходимостью ежемесячных выплат международным кредиторам платежей в счет погашения 320-миллиардного госдолга, таких денег нет.

Эксперты афинского «Института энергетики стран Юго-Восточной Европы», однако, выразили сомнение, что столь крупный объем денежных ресурсов на строительство «Турецкого потока» Афины смогут привлечь на коммерческих основаниях. Кроме того, собеседники «РГ» указывают, что ЕС так или иначе должен будет одобрить данный проект и, возможно, дать «зеленый свет» на интеграцию российского трубопровода с уже создающейся в регионе энергетической инфраструктурой.

Речь, в первую очередь, идет о проекте «Вертикальный газовый коридор», который через имеющиеся и планируемые к постройке интерконнекторы соединит Грецию, Болгарию и Румынию, а в перспективе будет способен прокачивать газ до основных потребителей газа в Центральной Европе — Венгрии, Словакии и Австрии. При этом источниками газа для данной «трубы» помимо трубопровода ТАNAP с азербайджанским газом и терминалов сниженного газа в Северной Греции вполне может стать «Турецкий поток».

Впрочем, если Брюссель в очередной раз будет политизировать тему энергетического сотрудничества РФ и ЕС и, что называется «упрется рогом», отказываясь допустить финансирование прокладки «Турецкого потока» по территории стран-членов Евросоюза за счет заемных средств или прокачку российского газа через «Вертикальный газовый коридор», то российский проект все равно будет реализован к декабрю 2016 года, пусть и не в полном объеме.

Сроки реализации проекта зависят от того, что мы будем считать «Турецким потоком», отметил в разговоре с «РГ» генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«Вообще этот проект предусматривает строительство четырех ниток. Если мы говорим о том, что трубы по дну Черного моря будут доведены только до границы с Грецией, то к декабрю 2016 года это вполне можно сделать. Правда, я сомневаюсь, что „Газпром“ будет строить сразу все четыре нитки. Скорее всего, будет проложена только одна, которая гарантировано перекроет спрос на газ в Турции», рассказал эксперт.

По его словам, на данный момент основная проблема заключается в том, что Европа не хочет строить инфраструктуру для «Турецкого потока».

«Мы бы сами ее построили, но ЕС заявляет о том, что им это не нужно. А мы не случайно поднимаем этот вопрос, поскольку у нас есть 5 лет. Договор с Украиной на транзит газа, как известно, заканчивается в 10 часов утра 1 января 2020 года. У Европы есть пять лет, чтобы построить инфраструктуру и они, по моим оценкам, должны начать это делать не позже 2017 года, пояснил Симонов.

Прямая речь

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности

Насколько выгодно Греции участие в проекте «Турецкий поток»?

Константин Симонов: Если говорить об экономике, то проект крайне выгоден для Греции, ведь она превращается в транзитную страну, чего предыдущий проект «Южный поток» не предусматривал. Поэтому Афины только выигрывают от того, что «Южный поток» перемещается еще южнее. Есть вопросы, по какому именно пути пойдет российский газ — его можно пустить через юг Италии или Македонию, но в любом случае мимо Греции он не пройдет никак.

Кроме того, Греция будет получать транзитные платежи и это будет гораздо честнее, чем в случае с проектом ТАР. Мало кто об этом говорит, но подписанное Грецией соглашение о прокладке ТАР по своей территории не предусматривает транзитных платежей. Это просто фантастика, что Европа заставила подписать Афины подобное соглашение под предлогом того, что это общеевропейский проект.

Каков объем транзитных платежей, которые могла бы получать Греция от «Турецкого потока»?

Константин Симонов: Сейчас нельзя рассчитать окончательную цифру, поскольку точно неизвестен дальнейший маршрут трубы по территории Греции. Транзитные платежи, как известно, зависят от километража. Можно сказать, что, например, Украина в прошлые годы получала от транзита примерно 4 миллиарда долларов. В Греции это будет меньше, но предварительно это сумма должна составлять от 700 миллионов до 1,5 миллиардов долларов.

Что скажете о давлении США на Грецию из-за желания Афин принять участие в этом проекте?

Константин Симонов: Оно очевидно. Как только мы заговорили про этот поток, тут же приехал представитель Госдепа в Афины убеждать Грецию отказаться от этого проекта. Возникает вопрос: где «Турецкий поток», а где Соединенные Штаты? Тем не менее, они приезжают, настаивают и предлагают Греции отказаться от миллиарда долларов в год транзитных платежей и еще одного источника газа. При этом выдвигаются исключительно политические аргументы.

Помимо этого, дестабилизируется ситуация в соседних странах. Как только возникло соглашение между Македонией, Сербией, Венгрией и Грецией о совместной работе в области энергетики сразу начали возникать какие-то проблемы в регионе.

Недавно я прочитал интервью македонского политолога, который говорил о том, что на Балканах уже не смеются над теориями заговора. И нам тоже не до смеха и конспирологии. Остается только предположить, что гражданские волнения в Македонии и вылазки там террористов — все это случайное совпадение с заявлениями местного премьер-министра о желании Скопье принять участие в проекте «Турецкий поток».

Автор: Александр Гасюк

Источник: Российская газета, 26.05.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики