Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина выпрямляет путь в ЕС

Украина выпрямляет путь в ЕС

Пытаясь взять под контроль транзит российского газа

У Украины появился шанс лишить «Газпром» контроля над по крайней мере одним маршрутом прокачки газа через страну в Европу. Заключив соглашение с венгерской FGSZ, Киев требует, чтобы российская монополия предоставила данные о потоках газа. Это позволит организовать виртуальный реверс, уйти от России как от поставщика и создать собственный газовый хаб. Если «Газпром» откажется, Украина планирует надавить на него через Еврокомиссию в рамках антимонопольного дела. Правовая аргументация Киева выглядит не слишком уверенной, но может стать поводом для серьезного давления на Москву из Брюсселя.

«Укртрансгаз» подписал с оператором венгерской газотранспортной системы FGSZ договор о взаимодействии и обмене информацией (interconnection agreement). Это первое подобное соглашение между Украиной и страной-членом ЕС. Оно дает возможность организовать виртуальный реверс газа через Украину. Это означает, что Киев сможет покупать у европейских компаний газ, который поставляет им «Газпром», и отбирать его из трубы на своей территории, что не только избавляет страну от необходимости платить за транспортировку, но и дает ей возможность полностью обеспечивать себя газом вообще без контракта с «Газпромом». Кроме того, европейские компании смогут хранить газ в украинских ПХГ, что создает предпосылки для организации в стране газового хаба.

Сейчас подобная схема невозможна, поскольку транзитный контракт между «Газпромом» и НАК «Нафтогаз Украины» предусматривает, что транзитный газ на западной границе Украины передается «Газпром экспорту», а уже от него операторам ГТС Польши, Словакии, Венгрии и Румынии. «Укртрансгаз» не знает, каким покупателям предназначены те или иные объемы газа, так как не знает их shipper code (восьмизначный буквенно-цифровой код, обозначающий конкретного поставщика или получателя газа).

Соответственно, компания не может договориться о покупке этого газа или любых других коммерческих операциях, то есть без участия «Газпром экспорта» организовать виртуальный реверс на территории Украины нельзя, а монополия выступает категорически против подобных схем. Именно поэтому Украина была вынуждена пойти по пути создания физического реверса из Европы, который по большей части является юридически безупречной имитацией реального движения газа: например, в случае Польши российский транзитный газ пересекает украинско-польскую границу, проходит несколько сотен метров по польской территории, меняя собственника, после чего движется в обратном направлении.

В ЕС виртуальные поставки газа (backhaul) не только разрешены, но и предусмотрены Третьим энергопакетом. Теперь, установив первый прямой контакт с европейским газотранспортным оператором, Украина планирует потребовать от «Газпром экспорта» передачи shipper code. «Если этого не произойдет, мы рассматриваем возможность подать жалобу в директорат Еврокомиссии по конкуренции»,- заявил в пятницу глава «Нафтогаза» Андрей Коболев. В Еврокомиссии сообщили «Ъ», что полностью поддерживают соглашение между «Укртрансгазом» и FGSZ. «Важно, что документ также служит правовым основанием для „Газпрома“ передать „Укртрансгазу“ те функции, которые он по-прежнему выполняет на границе Украины и ЕС и которые должны относиться к ответственности украинского оператора»,- пояснил представитель Еврокомиссии. Он не стал комментировать, примет ли Еврокомиссия к рассмотрению возможную жалобу «Нафтогаза», учитывая тот факт, что Украина не является членом ЕС. «Пусть жалуются»,- заявили «Ъ» в «Газпроме». Там подчеркнули, что существующая схема транзита газа опирается на контракт от 2009 года (Киев оспаривает его в Стокгольмском арбитраже), и ни европейское регулирование, ни внутренние законы Украины в одностороннем порядке изменить ситуацию не могут.

Опрошенные «Ъ» юристы и эксперты неохотно комментируют данную тему, указывая, что политическая составляющая в ней гораздо важнее, чем юридическая. «Очень сложно оценивать, потому что даже в ЕС эта часть энергетического права еще очень сырая — например, сетевой кодекс об обмене информацией между газотранспортными операторами, в соответствии с которым сделано соглашение между „Укртрансгазом“ и FGSZ, вступил в силу всего две недели назад»,- говорит один из собеседников «Ъ». Другой источник «Ъ» отмечает, что правовая база для претензий «Нафтогаза» довольно слабая. «Обвинять „Газпром“ в нарушении европейского регулирования бессмысленно, потому что Еврокомиссия может заставить компанию изменить соглашения по передаче газа с газотранспортными операторами ЕС, но не с „Нафтогазом“,- говорит он.- Есть еще претензии к „Газпрому“ по нарушению обязательств Энергетического сообщества, но Россия свою подпись под Договором к Энергетической хартии (ДЭХ) отозвала в 2010 году.

Можно, конечно, трактовать дело так, что контракт на транзит подписывался в 2009 году, когда Россия еще временно применяла ДЭХ, но в любом случае тезис о том, что такая конфигурация контракта на транзит является нарушением, выглядит очень широкой интерпретацией обязательств России по ДЭХ».

В то же время собеседники «Ъ» допускают, что украинский вопрос может войти в число тем для обсуждения при урегулировании антимонопольного дела против «Газпрома» в ЕС. Одно из обвинений Еврокомиссии в рамках этого дела состоит в том, что «Газпром» препятствовал свободным перетокам газа на европейском рынке. «Официально Украину к этому делу подтянуть нельзя, а неофициально можно»,- говорит источник «Ъ» в Брюсселе, добавляя, что нет оснований ожидать скорого завершения антимонопольного разбирательства. «Словакия и Венгрия сами едва ли будут предъявлять претензии „Газпрому“, потому что могут многое потерять в случае прекращения сотрудничества»,- добавляет Алексей Гривач из Фонда национальной энергетической безопасности, отмечая, что 80% мощностей словацкой ГТС на границе с Украиной забронировано «Газпромом» до 2029 года. По его мнению, «Газпром» будет до последнего настаивать на сохранении текущего транзитного контракта с «Нафтогазом», а если существенные условия в 2016 году будут пересмотрены в Стокгольмском арбитраже, «то под вопросом окажутся в принципе поставки газа через Украину».

Автор: Юрий Барсуков

Источник: Коммерсантъ, 08.06.2015


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики