Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ExxonMobil предрекают судьбу Shell на «Сахалине»

ExxonMobil предрекают судьбу Shell на «Сахалине»

Сечин опроверг наличие проблем у ExxonMobil с «Сахалином-1». Однако ранее появилась информация, что правительство может предъявить претензии к ExxonMobil, используя это как инструмент давления в процессе в Стокгольмском арбитраже

Игорь Сечин уверен в отсутствии проблем с проектом «Сахалин-1». Глава «Роснефти» заверил журналистов, что операционная деятельность проекта ExxonMobil осуществлялась в строгом соответствии со всеми требованиями экологического надзора, требований по природопользованию и эффективности добычи. Отвечая на вопрос о возможности замещения оператора проекта на «Роснефть», Сечин сказал журналистам, что «речи об этом не идет».

Ранее газета «Коммерсант» написала, что правительство может предъявить претензии к ExxonMobil, используя это как инструмент давления в возникшем налоговом процессе в Стокгольмском арбитраже. По данным издания, по итогам проверок к ExxonMobil возникли «серьезные вопросы по поводу исполнения лицензии на добычу».

Как пишет газета, крупный нефтегазовый проект «Сахалин-1», чьим оператором выступает американская ExxonMobil, рискует повторить судьбу «Сахалина-2», вокруг которого в 2006 году развернулся масштабный скандал. По словам одного из собеседников «Коммерсанта», проверка была внеплановой, скорее всего с целью «найти основания для возможных претензий».

Инструмент давления понадобится в ходе переговоров правительства и ExxonMobil по поводу процесса в Стокгольмском арбитраже, куда американская компания подала иск к России в конце марта. ExxonMobil добивается возврата около 500 млн долларов налогов, поскольку с 2009 года в России действует ставка налога на прибыль в размере 20%, тогда как проект продолжал платить прежние 35%. Российские власти переплату не признают. В конце апреля Минфин заявлял, что иск ExxonMobil основан на «избирательном толковании СРП в отрыве от других его положений и экономической логики».

Урегулировать вопрос во внесудебном порядке не удалось. Для этого в Москву приезжал глава ExxonMobil Рекс Тиллерсон, который встречался с Дворковичем и министром финансов Силуановым. Но ему было сказано, «что Россия ничего не должна и будет отстаивать свою позицию».

Государственная «Роснефть» в конфликте поддерживает ExxonMobil (компании являются стратегическими партнерами и по другим шельфовым проектам, но из-за санкций работы приостановлены): в мае глава компании Игорь Сечин говорил, что «в принципе мы с ними занимаем одну и ту же позицию».

Источники «Ъ», знакомые с текстом СРП «Сахалина-1», говорят, что документ позволяет разорвать соглашение в «случае приостановки разработки». «Но тут довольно широкая трактовка, любую претензию можно при желании подогнать под основания для отзыва лицензии». Возможные претензии могут быть связаны с тем, что, добывая 10 млрд кубометров газа в год, «Сахалин-1» большую часть закачивает в пласт,— консорциум не может договориться с «Газпромом» об условиях продажи. «Роснефть» и ExxonMobil ведут переговоры о строительстве СПГ-завода для переработки газа, но тут уже мешает «Газпром», который не согласовывает доступ к своему газопроводу, необходимому для реализации проекта.

Поддержка «Газпромом» и «Роснефтью» разных сторон конфликта говорит о том, что это может быть частью более масштабной конкуренции российских энергетических гигантов на газовом рынке, говорит руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. По его мнению, «Сахалин-1» вполне может повторить судьбу «Сахалина-2», что нанесет урон технологическим возможностям «Роснефти».

Александр Пасечник

руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

«Мы знаем, что подобные схемы реализовывались и прежде, я имею в виду проект «Сахалин-2», когда «Газпром» заместил Shell в качестве оператора проекта. Не исключен схожий подход, тем более сейчас есть политические основания для подобных процедур, несмотря на то, что развитие нефтегазовых проектов для российских госконцернов видится все-таки в тесной кооперации с западными мейджорами. Это для «Роснефти» большая потеря будет. Потеряв такого лидера в отрасли, в одиночку будет сложнее гораздо развивать проект без инвестиционной базы и технологических возможностей ExxonMobil.

Представители всех заинтересованных сторон от комментариев отказались.

В 2006 году экологические претензии к «Сахалину-2» вылились в крупный международный скандал. В итоге власти обязали консорциум под предводительством нидерландско-британской Shell продать свою долю в проекте «Газпрому», после чего экологические претензии удалось урегулировать.

Источник: BFM.RU, 10.06.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики