Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ExxonMobil предрекают судьбу Shell на «Сахалине»

ExxonMobil предрекают судьбу Shell на «Сахалине»

Сечин опроверг наличие проблем у ExxonMobil с «Сахалином-1». Однако ранее появилась информация, что правительство может предъявить претензии к ExxonMobil, используя это как инструмент давления в процессе в Стокгольмском арбитраже

Игорь Сечин уверен в отсутствии проблем с проектом «Сахалин-1». Глава «Роснефти» заверил журналистов, что операционная деятельность проекта ExxonMobil осуществлялась в строгом соответствии со всеми требованиями экологического надзора, требований по природопользованию и эффективности добычи. Отвечая на вопрос о возможности замещения оператора проекта на «Роснефть», Сечин сказал журналистам, что «речи об этом не идет».

Ранее газета «Коммерсант» написала, что правительство может предъявить претензии к ExxonMobil, используя это как инструмент давления в возникшем налоговом процессе в Стокгольмском арбитраже. По данным издания, по итогам проверок к ExxonMobil возникли «серьезные вопросы по поводу исполнения лицензии на добычу».

Как пишет газета, крупный нефтегазовый проект «Сахалин-1», чьим оператором выступает американская ExxonMobil, рискует повторить судьбу «Сахалина-2», вокруг которого в 2006 году развернулся масштабный скандал. По словам одного из собеседников «Коммерсанта», проверка была внеплановой, скорее всего с целью «найти основания для возможных претензий».

Инструмент давления понадобится в ходе переговоров правительства и ExxonMobil по поводу процесса в Стокгольмском арбитраже, куда американская компания подала иск к России в конце марта. ExxonMobil добивается возврата около 500 млн долларов налогов, поскольку с 2009 года в России действует ставка налога на прибыль в размере 20%, тогда как проект продолжал платить прежние 35%. Российские власти переплату не признают. В конце апреля Минфин заявлял, что иск ExxonMobil основан на «избирательном толковании СРП в отрыве от других его положений и экономической логики».

Урегулировать вопрос во внесудебном порядке не удалось. Для этого в Москву приезжал глава ExxonMobil Рекс Тиллерсон, который встречался с Дворковичем и министром финансов Силуановым. Но ему было сказано, «что Россия ничего не должна и будет отстаивать свою позицию».

Государственная «Роснефть» в конфликте поддерживает ExxonMobil (компании являются стратегическими партнерами и по другим шельфовым проектам, но из-за санкций работы приостановлены): в мае глава компании Игорь Сечин говорил, что «в принципе мы с ними занимаем одну и ту же позицию».

Источники «Ъ», знакомые с текстом СРП «Сахалина-1», говорят, что документ позволяет разорвать соглашение в «случае приостановки разработки». «Но тут довольно широкая трактовка, любую претензию можно при желании подогнать под основания для отзыва лицензии». Возможные претензии могут быть связаны с тем, что, добывая 10 млрд кубометров газа в год, «Сахалин-1» большую часть закачивает в пласт,— консорциум не может договориться с «Газпромом» об условиях продажи. «Роснефть» и ExxonMobil ведут переговоры о строительстве СПГ-завода для переработки газа, но тут уже мешает «Газпром», который не согласовывает доступ к своему газопроводу, необходимому для реализации проекта.

Поддержка «Газпромом» и «Роснефтью» разных сторон конфликта говорит о том, что это может быть частью более масштабной конкуренции российских энергетических гигантов на газовом рынке, говорит руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. По его мнению, «Сахалин-1» вполне может повторить судьбу «Сахалина-2», что нанесет урон технологическим возможностям «Роснефти».

Александр Пасечник

руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

«Мы знаем, что подобные схемы реализовывались и прежде, я имею в виду проект «Сахалин-2», когда «Газпром» заместил Shell в качестве оператора проекта. Не исключен схожий подход, тем более сейчас есть политические основания для подобных процедур, несмотря на то, что развитие нефтегазовых проектов для российских госконцернов видится все-таки в тесной кооперации с западными мейджорами. Это для «Роснефти» большая потеря будет. Потеряв такого лидера в отрасли, в одиночку будет сложнее гораздо развивать проект без инвестиционной базы и технологических возможностей ExxonMobil.

Представители всех заинтересованных сторон от комментариев отказались.

В 2006 году экологические претензии к «Сахалину-2» вылились в крупный международный скандал. В итоге власти обязали консорциум под предводительством нидерландско-британской Shell продать свою долю в проекте «Газпрому», после чего экологические претензии удалось урегулировать.

Источник: BFM.RU, 10.06.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики