Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» обяжут раскрыть затраты на инвестпрограммы с будущего года

«Газпром» обяжут раскрыть затраты на инвестпрограммы с будущего года

Правительство обяжет «Газпром» раскрывать структуру своей инвестпрограммы уже с будущего года, это сделает расчет тарифа на газ более прозрачным. Как сообщил «Известиям» источник в Минэкономразвития, правительство уже подготовило законопроект, который обяжет монополию раскрывать свои траты на инвестиционные проекты. Законопроект находится в стадии внесения в Госдуму — предположительно он будет принят уже в осеннюю сессию, а в силу вступит с будущего года, полагает собеседник.

Как следует из текста законопроекта, подготовленного Минэкономразвития (имеется у «Известий»), правительство намерено «устанавливать порядок утверждения, согласования и осуществления контроля за ходом реализации инвестиционных программ субъектов естественных монополий». Ранее Минэкономики в сценарных условиях развития экономики на 2016–2018 годы говорило о желании обязать газового монополиста выделять в инвестпрограмме регулируемые виды деятельности, чтобы «ограничить рост конечной цены на газ».

Министерство хочет видеть раздельно расходы «Газпрома» на добычу и транспорт (оптовые цены на выходе из магистрального трубопровода), на транспортировку газа по магистральным газопроводам и на  газораспределительные сети. Сейчас публично «Газпром» этих данных не раскрывает, но именно по ним Федеральная служба по тарифам (ФСТ) рассчитывает тарифы и на потребление газа для населения (по розничной цене) и промышленных потребителей (по оптовой), и на транспортировку газа для независимых производителей.

Последние уже давно пытаются развести расходы «Газпрома» на содержание и строительство внутрироссийских (входящих в Единую систему газоснабжения) и экспортных трубопроводов, которыми независимые производители не пользуются. Так, на президентской комиссии по ТЭКу НОВАТЭК с «Роснефтью» указывали, что большая часть расходов ложится именно на эти трубы — имелись ввиду South Stream (теперь — «Турецкий поток»), «Южный коридор» и газопровод Бованенково–Ухта.

Согласно данным ФСТ, сейчас тариф для независимых производителей складывается из двух частей: первая — плата за работу по перемещению 1 тыс. куб. м газа на 100 км; вторая — плата за пользование магистральными газопроводами, в рублях за 1 тыс. куб. м (определяется в зависимости от места входа газа в газотранспортную систему и выхода из нее). Как указывал в своем письме вице-премьеру Аркадию Дворковичу глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон, в тариф включаются «капитальные расходы, не связанные ни с географией транспортировки, ни с долей, ни со структурой прокачки газа независимыми производителями через конкретный трансгаз».

В то же время в прошлогоднем прогнозе Минэкономразвития рассматривало и другой вариант регулирования тарифа — разрешения «Газпрому» давать скидки к тарифу ФСТ. Пока ФСТ старается сдерживать рост тарифа своими силами. Так, с 1 июля рост тарифа на прокачку газа для независимых производителей составил 2%, тогда как «Газпром» настаивает на росте в 7,5%, эквивалентном увеличению роста оптовой цены на газ для промышленных производителей.

Теперь, отмечает источник в Минэнерго, этот вариант уже менее актуален — более вероятно, что рост тарифа смогут ограничить благодаря публичному раскрытию естественными монополиями своих инвестпроектов. 

Как писали «Известия», Минэкономразвития уже высказывало предложения о регулировании роста тарифа на газ при строительстве новой инфраструктуры через проведение обязательного технологического и ценового аудита (ТЦА) и оглашение его итогов. Так, согласно принятому в прошлом году постановлению № 132 электроэнергетические монополии и госпредприятия («Русгидро», «Россети», «Интер РАО», ФСК) будут обязаны проводить аудит своих инвестпроектов и выносить его результаты на общественные слушания с 2016 года. Можно отметить, что энергетики и ранее согласовывали свои проекты в Минэнерго, но без проведения ТЦА, то есть без анализа расходов «Газпрома».

— Проект по раскрытию инвестзатрат газовым монополистом дает независимым производителям хороший рычаг для давления на монополию, — считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

По его словам, независимые производители хотят уравнять тарифы на транспортировку собственного газа монополии и газа «Роснефти» и НОВАТЭКа. Это может привести к выпадению доходов «Газпрома», после чего он уже не сможет дофинансировать свои экспортные проекты вроде «Алтая» в Китай и «Турецкого потока», а независимые производители получат более сильные позиции в вопросе приведения модели газовой отрасли к модели нефтяной, где траснпортировкой занимается подчиненная непосредственно государству «Транснефть». 

Представители «Газпрома» не прокомментировали законопроект. 

Автор: Арсений Погосян

Источник: Известия, 19.06.2015

 

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики