Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитики: риски строительства газопровода через Грецию есть

Аналитики: риски строительства газопровода через Грецию есть

В пятницу на полях ПМЭФ глава Минэнерго РФ Александр Новак и министр производственной реформы, окружающей среды и энергетики Греции Панайотис Лафазанис подписали меморандум о сотрудничестве по строительству и эксплуатации газопровода в продолжение «Турецкого потока».

При реализации проекта газопровода через Грецию могут возникнуть политические риски, в том числе в контексте греческого долгового кризиса, но экономическая выгода для всех заинтересованных сторон дает основание надеяться на его успешную реализацию, считают опрошенные РИА Новости эксперты.

В пятницу на полях ПМЭФ глава Минэнерго РФ Александр Новак и министр производственной реформы, окружающей среды и энергетики Греции Панайотис Лафазанис подписали меморандум о сотрудничестве по строительству и эксплуатации газопровода в продолжение «Турецкого потока». Проект «Турецкий поток» предполагает строительство газопровода мощностью 63 миллиарда кубометров газа в год из России в направлении Турции через Черное море.

Газопровод протяженностью около 1100 километров будет состоять из четырех ниток и выведет на турецко-греческую границу до 47 миллиардов кубометров газа. Предполагается, что на границе Турции и Греции будет создан газовый хаб, а страны ЕС должны самостоятельно реализовывать газотранспортные мощности по дальнейшему приему этого газа на своей территории.

Риски есть всегда

Заведующий кафедрой европейской интеграции МГИМО Николай Кавешников отметил, что ввиду ряда факторов — прежде всего, сохраняющейся политической нестабильности в Греции, — существует ряд вопросов относительно того, как подписанный документ будет реализовываться на практике.

«Практическое значение данного меморандума пока не вполне ясно. С одной стороны, есть небольшая неопределенность относительно политической ситуации в Греции в перспективе полугода, года, двух лет. С другой стороны, существует стратегическая неопределенность насчет того, насколько проект трубопровода на территории Греции будет лишен тех недостатков, которые препятствовали реализации проекта „Южный поток“. Здесь пока ясности нет», — заявил эксперт.

Отвечая на вопрос о том, насколько высоки шансы на успех в реализации этого проекта, собеседник агентства сказал: «Трубопровод будет строить не Греция, этим будут заниматься коммерческие организации. Здесь сложно оценивать, существует много факторов, которые нам неизвестны. В лучшем случае — 50%».

Руководитель Аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник более оптимистично оценивает планы правительств Греции и России. Он отметил, что «политические риски есть в любой стране», поэтому говорить о том, что проект, может быть, при плохом развитии событий будет закрыт, не приходится. Он подчеркнул значение в этом контексте того факта, что финансированием займется российская сторона.

«Сложное экономическое положение Греции будет компенсировано тем, что там есть целевое финансирование со стороны российской дочки ВЭБа. Поэтому надо отделять энергетические вопросы от экономических проблем Греции», — отметил он.

Обоюдная выгода

По словам Пасечника, Россия наоборот позволяет Греции получать прибыль благодаря оплате транзита.

«То есть здесь в целом только благоприятные исходы для греков. Нам она нужна только как транзитер», — отметил он.

Кроме того, Пасечник призвал не переоценивать риски строительства самого «Турецкого потока», реализация которого пока осуществляется без окончательного согласования проекта Турцией и Россией и в отсутствии подписанного обязывающего документа.

«Разрешения на прокладку пока нет. Турки, якобы, ждут уточненных координат. В целом, все-таки исхожу из того, что если уже есть договоренность с греками, то можно надеяться, что Анкара не выкинет никаких фокусов, рассчитывать на рациональную позицию. Учитывая тот факт, что Турция, во-первых, сама нуждается в газе, во-вторых, позиционирует себя как транзитный хаб, то маловероятно, что она будет препятствовать реализации проекта», — отметил эксперт.

В свою очередь Кавешников также отметил политическую выгоду, которую могут извлечь стороны из заявления о намерении строить газопровод.

«Подписание меморандума — важная политическая новость. Для Греции это еще один козырь во вступающем в решающую фазу торге с представителями Евросоюза и других стран, для России — еще одна возможность продемонстрировать, что она не находится в изоляции и имеет влияние в Европе», — сказал Кавешников.

Источник: РИА Новости, 19.06.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики