Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия навстречу зеленым технологиям: шаг вперед, два назад?

Россия навстречу зеленым технологиям: шаг вперед, два назад?

18-20 июня в России состоялся Петербургский международный экономический форум. На его «полях» Президент РФ Владимир Путин вновь призвал внедрять в стране новые экологические стандарты.

По сообщению ТАСС, он напомнил промышленникам, что современное, экологически чистое оборудование более эффективно и продуктивно. Как отметил глава государства, «если мы хотим, чтобы наш парк обновлялся и развивался, то такие стандарты нужно внедрять». Заявление президента прозвучало вскоре после того, как стало известно, что правительство решило отложить до 2019 года введение новых экологических платежей и повышающих коэффициентов.

В России уже долгое время пытаются провести реформу экологического законодательства. Задачей ее выступает с помощью политики «кнута и пряника», в том числе, путем ужесточения санкций за загрязнение окружающей среды, заставить компании повысить свою ответственность как природопользователей. Причем одной из целью экологической реформы, помимо собственно экологической, было объявлено создание мотиваций для предприятий для модернизации и избавления от устаревших мощностей. То есть власти, по крайней мере, если судить по официальным заявлениям, рассчитывали на то, что повышение экологических требований станет тем самым стимулом, который заставит компании переходить на новые технологии, переведет экономику страны на рельсы модернизации и придаст ей импульс для нового качественного роста.

Однако, как известно, экологическая реформа столкнулась с препятствиями. Главным образом по причине сопротивления со стороны крупного бизнеса, который заявлял о нехватке ресурсов для модернизации. Кроме того, критике подвергалось и качество планируемых законодательных актов. Тем не менее, в 2014 году был принят закон о переходе на наилучшие доступные технологии, а также проведены изменения в законодательстве об отходах. Они были призваны стимулировать компании инвестировать в экологическую модернизацию и создание индустрии переработки отходов.

Таким образом, дело экологической реформы, на первый взгляд, сдвинулось с мертвой точки, но радость ее сторонников оказалась преждевременной. На фоне нарастания проблем в экономике представители крупного бизнеса на протяжении осени 2014 года - первой половины 2015 года не прекращали бомбардировать правительственные инстанции просьбами отложить введение законодательных новаций, направленных на увеличение неналоговых платежей, в том числе, в сфере экологии. И такие просьбы были услышаны. 1 июня состоялось совещание у премьер-министра Дмитрия Медведева, на котором кабинет министров решил пойти на встречу чаяньям промышленников и за две недели подготовить соответствующее решение.

При этом получилось так, что в результате проиграли те компании, которые эти годы вкладывали в модернизацию, в том числе, ориентируясь на грядущее ужесточение экологических требований. В свою очередь, по информации газеты «КоммерсантЪ», в комитете по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты РФ сочли, что данное решение убивает мотивацию компаний к экологической модернизации. Кстати, аналогичная ситуация возникла в свое время и со знаменитым законом об энергосбережении. Так, в сфере теплоснабжения введение требований по ежегодному повышению показателей энергоэффективности ко всем участникам рынка поставило в наиболее невыгодное положение тех редких из них, которые на деле занимались модернизацией. Повышать коэффициенты энергосбережения наравне со всеми они могли только при условии нарушений законов физики.

Справедливости ради, стоит признать, что подобное решение является вынужденной мерой. В нынешние непростые времена положение российских компаний становится все более неустойчивым. Увеличение финансовой нагрузки на них грозит серьезными экономическими, а следовательно и социально-политическими последствиями. Однако получается, следует признать и то, что затеянная в свое время экологическая реформа изначально сама по себе была ошибкой. Ведь она виделась как раз наоборот - инструментом стимулирования экономического роста. Напомним, что ее активизация произошла во второй половине 2013 года. К тому моменту, то есть еще задолго до украинских событий и падения цен на нефть, было очевидно, что прежняя, основанная на продаже сырья модель экономического роста исчерпала себя, и Россия постепенно входила в стагнацию. Именно, в том числе, поэтому экологический фактор стал рассматриваться российским руководством той палочкой-выручалочкой, которая бы заставила придать экономике страны новое ускорение.

Исходя из такой логики, казалось бы, что сейчас самое время для того, чтобы заниматься экологической реформой. Однако вдруг выясняется, что экологическая реформа вместо того, чтобы быть драйвером экономического роста, напротив, является его тормозом. Поэтому в настоящий момент самое лучшее, напротив, реформу отложить и продолжить задуманное через несколько лет в надежде на то, что к этому моменту положение в экономике, может быть, улучшится. Таким образом, следует констатировать противоречия в самой концепции, в самом понимании того, что должна принести стране экологическая реформа. Отсутствие ясности в таких базовых понятиях весьма печально и оно ставит под сомнение в целом возможность эффективного осуществления экологической реформы в РФ в том виде, как это было задумано.

Автор: Александр Перов, руководитель спецпроектов ФНЭБ

Материал подготовлен для Crimeagreeneconomy.ru.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики