Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Если долго играть против России, можно похоронить все сланцевые проекты»

«Если долго играть против России, можно похоронить все сланцевые проекты»

В США это поняли и позволили нефтяным ценам расти

На политической арене назревает важное событие - многолетние санкции в отношении Тегерана могут быть сняты.

К России это имеет самое прямое отношение, потому что Иран сможет вернуться на энергетический рынок, и тем самым повлиять на нефтяные цены.

Некоторые эксперты уже высказывали опасение по этому поводу, прогнозируя снижение доходов российского бюджета.

Насколько обоснованны такие предположения? Руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в эксклюзивном интервью KM.RU отвечает на данный вопрос.

Влияние иранского фактора сильно преувеличено

- Да, действительно бытует точка зрения, что Иран после снятия санкций резко нарастит добычу и выведет на рынок дополнительные объемы нефти, что и обрушит этот рынок.

В этих условиях Россия заключает с Ираном загадочную сделку: «нефть в обмен на товары», то есть выводит на рынок иранскую нефть. Тумана вокруг этого довольно много, были сообщения, что уже начались поставки в Иран нашего зерна, но четких параметров соглашений никто не может назвать. Фигурировала цифра в 500 тысяч баррелей в сутки, то есть 10% от нашего экспорта сырой нефти. Это немало, правда, эту цифру никто не подтвердил, но в любом случае, я считаю, что такая договоренность с Тегераном - ошибочное решение.

Что же касается влияния иранского фактора на цены, то оно сильно преувеличено. По нашим оценкам, санкции привели к падению добычи в Иране примерно на 1 млн баррелей в сутки. То есть потенциал возврата на досанкционный уровень - 1 млн баррелей в сутки, а вовсе не 2-2,5 млн баррелей, как иногда предполагают. Да и произойдет это не сразу, а только через несколько лет, потому что надо и деньги вложить, и оборудование закупить и так далее.

Цена на нефть не определяется спросом и предложением

Идем дальше: большой иллюзией является представление о том, что цена нефти определяется спросом и предложением. Эта точка зрения, которую активно продвигают западные аналитики, но она не подтверждается. На мой взгляд, цена прежде всего определяется курсом доллара и количеством денег, которые крутятся на рынке нефтяных фьючерсов.

США создали систему, при которой объем реальной, товарной нефти и объем «бумажной» нефти совершенно различны. На товарную нефть приходится всего 3-4% от «бумажной». В каком то смысле рынок фьючерсов - это колоссальный пузырь. Когда ты регулируешь приток-отток денег на эти рынки, то ты контролируешь и цены.

Что в 2014 году произошло такого, что цена нефти резко обвалилась? Ключевым фактором является решение США прекратить практику количественного смягчения, то есть убрать субсидии реальному сектору. Почему? Да потому что деньги из реального сектора тут же попадали на рынок фьючерсов.

Сторонники рыночной теории открыли рты, когда нефть стала дорожать

Можно спорить, было ли это сделано из-за Крыма или нет, но это другой вопрос. Как бы то ни было, а деньги побежали из спекулятивных рынков, и цены на нефть рухнули. Затем в начале 2015 года цены опять пошли вверх и достигли $60 за баррель. Это рост на 50%, и сторонники рыночной теории открыли рты.

Что на рынке произошло такого? Пытались объяснить ситуацию событиями в Ливии, но там война идет уже несколько лет, и ничего нового нет. Говорили про наступление хуситов, но цены в тот момент и вовсе упали. История с ИГИЛ тоже началась не в январе 2015 года.

А в чем же дело? Я считаю, что дело в оттоке инвестиций из сланцевых проектов, ведь цена на нефть сначала упала слишком резко. В Америке много мелких компаний на нефтяном рынке, и они сразу сокращают добычу. Если долго играть против России, ограничивая стоимость нефти, можно похоронить все сланцевые проекты. В США это поняли.

Так что вброс новых объемов нефти не приводит к сильным колебаниям. Решили США сыграть на повышение, и вот нефть начала расти, а поставки из Ирана рынка не обвалят.

Источник: KM.RU, 22.06.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики