Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экологическая повестка дня ПМЭФ-2015: «зеленые вызовы» для России

Экологическая повестка дня ПМЭФ-2015: «зеленые вызовы» для России

Одним из важнейших экономических и политических событий России считается ежегодный Петербургский Международный Экономический Форум (ПМЭФ).

Как уже повелось, на этом мероприятии первые лица страны стремятся демонстрировать свою приверженность к построению современной открытой экономики, опирающейся на принципы, принятые в развитых странах. Так случилось и на этот раз. В частности, Президент РФ Владимир Путин заявил, что наша страна готова для экономического, научного, гуманитарного взаимодействия и для контактов с представителями гражданского общества и деловых кругов всего мира. Причем главный посыл заключался в том, что Россия готова развивать сотрудничество, в том числе, с Западом.

Кроме того, на встрече с руководителями российских промышленных предприятий глава государства призвал внедрять в стране новые экологические стандарты и ставить экологически чистое оборудование. Правда, Владимир Путин признал, что он лично подходил к внедрению таких норм всегда очень осторожно, потому что, по его словам, это дополнительная нагрузка на бизнес.

Таким образом, как и на прошлогоднем форуме в Санкт-Петербурге, президент вновь выразил свою приверженность необходимости выхода экономики на «зеленый тренд». Напомним, что в 2014 году он призвал совершить технологическую революцию и серьёзное технологическое обновление. Для решения данной задачи предлагалось этого предлагалось, в том числе, стимулирование технологического обновления, внедрение современных экологических стандартов и избавление от «грязных» технологий. Уже через полтора месяца после этих слов главы государства был принят т.н. закон о переходе на наилучшие доступные технологии, до этого надолго застрявший в Госдуме.

Отдельно следует сказать и про состоявшуюся в рамках ПМЭФ-2015 панельную секцию «Зеленый рост и экономика изменения климата». В ходе нее министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской заявил, что «Россия не только приветствует, но и полностью разделяет принципы зеленой ответственности в экономике».

СПРАВКА: Как заявил в своей выступлении на Форуме глава Минприроды РФ Сергей Донской, выдвинутая ЮНЭП(прим. - Программа ООН по окружающей среде) в свое время перед конференцией ООН по устойчивому развитию РИО 20 концепция зеленой экономики определяет ее как экономику с низкими выбросами CO2, эффективно использующей ресурсы и отвечающей интересам всего общества. При этом принимается, что не должно быть жесткого набора правил и каждая страна может выбирать свой подход в соответствии с национальными планами, стратегиями и приоритетами устойчивого развития.

При этом глава Минприроды, ссылаясь на данные ЮНЭП, подчеркнул, что объем торговли только низкоуглеродными технологиями, а также энергосберегающим оборудованием может составить к 2020 году $2,2 трлн. Если добавить сюда зеленые технологии в других областях, общий объем рынка более чем в $3 трлн. в ближайшее десятилетие. Отметим от себя, что данные цифры сопоставимы с объемом мирового рынка нефти.

Приверженность принципам зеленой экономики - это «правила игры» современного мира. К ним можно относиться по-разному, но их придется принять, если Россия собирается претендовать на достойное место и усиливать свое влияние на международной арене. Другой вопрос состоит в том, как это сделать наилучшим образом, учитывая свои национальные интересы и имеющийся потенциал. Общий мировой тренд задан и это уже данность, которую необходимо учитывать.

Вместе с тем, пока существуют сомнения в том, что наша страна полностью готова к таким вызовам. Дело в том, что предыдущие попытки проведения модернизации экономики страны,  с помощью опоры на экологический фактор, пока заканчивались неудачно. Так еще на Госсовете 2008 года Владимир Путин в своей речи сформулировал следующую амбициозную задачу: из России сырьевой - в Россию высокотехнологичную, инновационную. Как в то время с надеждой отмечали СМИ, «тема эта совсем не новая, но сейчас она звучит много серьезнее, чем раньше». Тогда же на этом Госсовете была поставлена задача, принять «уже до конца текущего года» ряд законов, «направленных на охрану окружающей среды и повышение энергоэффективности экономики». Между тем, подготовка законов растянулось в итоге на годы, а планы по развитию высоких технологий и инноваций остались в основном на бумаге.

Подобная угроза остается и сейчас. Так буквально накануне заявления Владимира Путина на ПМЭФ-2015 о необходимости введения в стране новых экологических стандартов, Правительством РФ было принято решение о введении моратория до 2019 года на новые экологические платежи для бизнеса. Таким образом, планы по введению дополнительных стимулов для предприятий по стимулированию их к инвестициям в экологическую модернизацию, оказались отложенными в долгий ящик.

Автор: Александр Перов, руководитель спецпроектов ФНЭБ

Опубликовано: Crimeagreeneconomy.Ru, 22.06.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики