Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экологическая повестка дня ПМЭФ-2015: «зеленые вызовы» для России

Экологическая повестка дня ПМЭФ-2015: «зеленые вызовы» для России

Одним из важнейших экономических и политических событий России считается ежегодный Петербургский Международный Экономический Форум (ПМЭФ).

Как уже повелось, на этом мероприятии первые лица страны стремятся демонстрировать свою приверженность к построению современной открытой экономики, опирающейся на принципы, принятые в развитых странах. Так случилось и на этот раз. В частности, Президент РФ Владимир Путин заявил, что наша страна готова для экономического, научного, гуманитарного взаимодействия и для контактов с представителями гражданского общества и деловых кругов всего мира. Причем главный посыл заключался в том, что Россия готова развивать сотрудничество, в том числе, с Западом.

Кроме того, на встрече с руководителями российских промышленных предприятий глава государства призвал внедрять в стране новые экологические стандарты и ставить экологически чистое оборудование. Правда, Владимир Путин признал, что он лично подходил к внедрению таких норм всегда очень осторожно, потому что, по его словам, это дополнительная нагрузка на бизнес.

Таким образом, как и на прошлогоднем форуме в Санкт-Петербурге, президент вновь выразил свою приверженность необходимости выхода экономики на «зеленый тренд». Напомним, что в 2014 году он призвал совершить технологическую революцию и серьёзное технологическое обновление. Для решения данной задачи предлагалось этого предлагалось, в том числе, стимулирование технологического обновления, внедрение современных экологических стандартов и избавление от «грязных» технологий. Уже через полтора месяца после этих слов главы государства был принят т.н. закон о переходе на наилучшие доступные технологии, до этого надолго застрявший в Госдуме.

Отдельно следует сказать и про состоявшуюся в рамках ПМЭФ-2015 панельную секцию «Зеленый рост и экономика изменения климата». В ходе нее министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской заявил, что «Россия не только приветствует, но и полностью разделяет принципы зеленой ответственности в экономике».

СПРАВКА: Как заявил в своей выступлении на Форуме глава Минприроды РФ Сергей Донской, выдвинутая ЮНЭП(прим. - Программа ООН по окружающей среде) в свое время перед конференцией ООН по устойчивому развитию РИО 20 концепция зеленой экономики определяет ее как экономику с низкими выбросами CO2, эффективно использующей ресурсы и отвечающей интересам всего общества. При этом принимается, что не должно быть жесткого набора правил и каждая страна может выбирать свой подход в соответствии с национальными планами, стратегиями и приоритетами устойчивого развития.

При этом глава Минприроды, ссылаясь на данные ЮНЭП, подчеркнул, что объем торговли только низкоуглеродными технологиями, а также энергосберегающим оборудованием может составить к 2020 году $2,2 трлн. Если добавить сюда зеленые технологии в других областях, общий объем рынка более чем в $3 трлн. в ближайшее десятилетие. Отметим от себя, что данные цифры сопоставимы с объемом мирового рынка нефти.

Приверженность принципам зеленой экономики - это «правила игры» современного мира. К ним можно относиться по-разному, но их придется принять, если Россия собирается претендовать на достойное место и усиливать свое влияние на международной арене. Другой вопрос состоит в том, как это сделать наилучшим образом, учитывая свои национальные интересы и имеющийся потенциал. Общий мировой тренд задан и это уже данность, которую необходимо учитывать.

Вместе с тем, пока существуют сомнения в том, что наша страна полностью готова к таким вызовам. Дело в том, что предыдущие попытки проведения модернизации экономики страны,  с помощью опоры на экологический фактор, пока заканчивались неудачно. Так еще на Госсовете 2008 года Владимир Путин в своей речи сформулировал следующую амбициозную задачу: из России сырьевой - в Россию высокотехнологичную, инновационную. Как в то время с надеждой отмечали СМИ, «тема эта совсем не новая, но сейчас она звучит много серьезнее, чем раньше». Тогда же на этом Госсовете была поставлена задача, принять «уже до конца текущего года» ряд законов, «направленных на охрану окружающей среды и повышение энергоэффективности экономики». Между тем, подготовка законов растянулось в итоге на годы, а планы по развитию высоких технологий и инноваций остались в основном на бумаге.

Подобная угроза остается и сейчас. Так буквально накануне заявления Владимира Путина на ПМЭФ-2015 о необходимости введения в стране новых экологических стандартов, Правительством РФ было принято решение о введении моратория до 2019 года на новые экологические платежи для бизнеса. Таким образом, планы по введению дополнительных стимулов для предприятий по стимулированию их к инвестициям в экологическую модернизацию, оказались отложенными в долгий ящик.

Автор: Александр Перов, руководитель спецпроектов ФНЭБ

Опубликовано: Crimeagreeneconomy.Ru, 22.06.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики