Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К.Симонов: «Иран способен стать альтернативным России поставщиком газа в Европу»

К.Симонов: «Иран способен стать альтернативным России поставщиком газа в Европу»

А мы зачем-то еще до снятия санкций собрались выводить на рынок иранскую нефть

23 июня в Вене начались консультации по линии ЕС-Иран, чуть позже к дискуссии присоединятся и представители «шестерки» (Россия, США, Китай, Франция, Великобритания и Германия).

Центральный вопрос переговоров - иранская ядерная программа. Если удастся найти компромисс, санкции против Ирана будут сняты. 

Параллельно активизировались отношения между Россией и Саудовской Аравии. Сообщалось, что Владимир Путин провел телефонные переговоры с королем Салманом, затем состоялась встреча президента России и наследного принца, министра обороны Саудовской Аравии Мухаммада бин Салмана.

Москва, Тегеран и Эр-Рияд - три исключительно крупных игрока на мировом энергорынке. Строго говоря, наши страны имеют один общий интерес - высокие цены на энергоносители. Но объективно они конкурируют друг с другом. 

Руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в эксклюзивном интервью KM.RU анализирует узел противоречий и возможное поле для совместной деятельности трех столиц.

Внутри ОПЕК придется проводить разбирательства по поводу квот

- В свое время Саудовская Аравия заняла ту долю нефтяного рынка, которую потерял Иран из-за санкций. Саудовская Аравия - это теневой чемпион. У нее есть подготовленные мощности, чтобы нарастить добычу нефти на 20-25 процентов.

Ей не нужно дополнительно ничего разбуривать, и поэтому она может оперативно и увеличивать и сокращать добычу. И если сейчас Иран возвратится на рынок, то внутри ОПЕК придется проводить разбирательства по поводу квот, потому что обе страны входят в эту организацию. 

В этой связи уместно вспомнить о договоренности Москвы и Тегерана по обмену иранской нефти на российские товары. Говорилось, что если не мы будем торговать этой нефтью, то это сделают другие. 

А у меня вопрос - кто же конкретно будет продавать иранскую нефть? Это не так просто. Сначала нужно согласовать интересы внутри ОПЕК, и Саудовская Аравия должна передать часть рынка Ирану. И я не исключаю, что если дойдет до крутых разборок, то Иран может похоронить и так уже дышащий на ладан ОПЕК. 

Зачем же нам бежать впереди паровоза и еще до снятия санкций с Ирана выводить на рынок нефть конкурента? Я этот гениальный маневр до конца не понимаю. Официальным переговорщиком было Минэнерго и, как я уже говорил, возобладала точка зрения, что если мы не сделаем, то на наше место придут другие. 

По запасам Иран конкурирует с Россией

У нас так часто бывает. Например, мы строим атомные станции за рубежом, вкладываем инвестиции и точно также это обосновывается той же самой логикой. 

У Ирана уйдет 2-3 года на то, чтобы после отмены санкций выйти на свой старый уровень поставок нефти на мировой рынок. Конечно, это не так уж и много, и мы должны понимать, что, хотя мы часто называем Тегеран стратегическим партнером, но Иран способен стать альтернативным России поставщиком газа в Европу. Между прочим, в Европе его так и позиционируют. Другие варианты - Ирак, Туркмения, Азербайджан - менее реальны. 

По запасам Иран конкурирует с Россией, и некоторые аналитики его даже ставят на первое место. На мой взгляд, это завышенная оценка, но в тройку он точно входит. 

Так вот, Тегеран с удовольствием в эту тему вписывается, показывает европейцам, что готов к дружбе и при возможности начнет газ поставлять. Не надо строить никаких иллюзий. И июле будет саммит ШОС, Иран туда приглашен, и он показывает европейцам, что русские и китайцы его туда заманивают, а вы - европейцы - скорее снимайте санкции, а то мы без вас договоримся. 

Политика двух стульев, к сожалению, традиционна для многих стран

Да, Тегеран для Европы проблемный партнер. Я этого не отрицаю. Недавно в Берлине состоялась конференция по новой энергетической политике Европы. Там были ведущие брюссельские чиновники. 

Ничего нового не сказали, но был приглашен министр нефти и газа Ирана. И вдруг он неожиданно заявил, что европейский рынок Иран не очень-то и интересует, что Иран хочет поставлять сжиженный природный газ в Азию. Все открыли рты и мы, конечно, могли бы сказать, что он сыграл на нашей стороне, но, понятно же, что это игра: дескать облизывайте нас, а то мы уйдем, предлагайте нам трубопроводы через Турцию. А что же будет завтра? 

Иран заявил, что готов присоединиться к «Турецкому потоку». У нас этому обрадовались, но посмотрите на карту - он же идет по Черному морю! То есть Ирану придется строить трубы по суше, а потом присоединиться к нашей трубе в море. 

Это бред! Это дорого и технически сложно, и все равно геополитически миновать Турцию не получится, а у Турции с Ираном проблемы. Иран опять занимается разводками. Политика двух стульев, к сожалению, традиционна для многих стран и я считаю, что Россия попалась на эту разводку.  

Источник: KM.RU, 24.06.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики