Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовую скидку Украине не продлят

Газовую скидку Украине не продлят

Украина не получит дешевый газ из-за дешевой нефти

Россия не может продлить Украине газовую скидку $100 за 1 тыс. кубометров, которая действует до конца квартала, из-за снижения цен на нефть, заявил Путин. Впрочем, скорее всего, скидка все равно будет, но примерно на уровне $70. Проблема в том, что денег у Киева в любом случае нет, и он пытается надавить на Европу, чтобы та фактически оплатила российский газ.

Россия не может продлить скидку на газ для Украины в том объеме, в котором она действует сейчас. Такое заявление сделал в среду российский президент Владимир Путин. По его словам, это связано с низкими ценами на нефть. Дело в том, что долгосрочные контракты «Газпрома» (в том числе украинский) привязаны к нефтяным котировкам.

Сейчас цена на нефть заметно выше, чем в начале года. Баррель североморской нефти Brent в среду стоил $64,54, тогда как в январе его цена колебалась около отметки $50, рост начался только к концу месяца.

Тем не менее скидку Украина получала. В первом полугодии российский газ на Украину поставлялся со скидкой $100 за 1 тыс. кубометров. С учетом скидки цена в первом квартале составляла $329, во втором — $247,2 за 1 тыс. кубов.

Однако формула цены на газ учитывает нефтяные цены не в моменте, а за предыдущие три квартала. То есть газовая цена первого полугодия для Украины учитывала более высокие цены на нефть середины прошлого года ($100–105 за баррель). Цена газа была выше, что позволяло России предоставлять Украине крупную скидку.

«Но с третьего квартала 2015 года выпадает период высоких цен прошлого лета», — поясняет глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

Замглавы «Газпрома» Александр Медведев в начале июня говорил, что без учета скидки цена российского газа для Украины в третьем квартале 2015 года составит $287,15, в четвертом — $262,5 за 1 тыс. кубов.

Путин в среду заявил, что цена для Украины должна быть такой же, как для соседней с ней Польшей. По словам Корчемкина, в июле Польша будет платить $215–220 за 1 тыс. кубометров.

Таким образом, вероятнее всего, скидку Москва Киеву все же предоставит, но не в полном объеме, а на уровне приблизительно $70.

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов напоминает, что изначально скидка Украине предоставлялась из расчета «до 30% от цены газа, но не более $100 за 1 тыс. кубометров». Когда цена была высокой, $100 были максимумом. «Сейчас Россия вполне может предоставить скидку именно из расчета 30% от цены, и это как раз даст приблизительно цену для Польши», — говорит Симонов.

Однако, по словам главы ФНЭБ, Москва должна понимать, за что она дает скидку. Основная проблема, как всегда, в средствах, необходимых на оплату российского газа. Глава Минэнерго РФ Александр Новак в среду заявил, что Украине для успешного прохождения зимнего периода необходимо закачать в подземные газохранилища (ПХГ) 19–20 млрд кубометров. По данным Gas Infrastructure Europe (GIE) на вторник, в украинские хранилища уже закачано 11,574 млрд кубометров. То есть необходимо закупить еще 7,5–8,5 млрд кубов.

Даже при условии, что цена будет такой же, как для Польши, закупка таких объемов потребует $1,7–1,85 млрд.

«Мы готовы при наличии средств закачать эти 19 млрд кубометров, но не считаем, что это обязательно», — заявил во вторник министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин. По его словам, Киеву для заполнения ПХГ не хватает как минимум $1 млрд.

«Неоднократно возникал вопрос, почему Киев не слишком активно заполняет ПХГ в период феноменально низких цен, — комментирует Симонов. — Ответ здесь только один: Украина хочет, чтобы за нее заплатили».

По мнению Симонова, Украина откровенно шантажирует Европу, не желая, да и не имея возможности самостоятельно оплачивать российский газ.

Европа опасается, что при нехватке газа в ПХГ «Нафтогаз» начнет несанкционированный отбор из транзитных объемов, что может привести к полному перекрытию транзита, как это уже случалось зимой 2008/09 года. Пользуясь этим, Украина попросила у Еврокомиссии тот самый $1 млрд. Как сообщало в понедельник агентство Reuters со ссылкой на документы германской делегации в Еврокомиссии, Евросоюз готов предоставить Украине необходимые средства.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 24.06.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики