Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина требует от России «демпинговой цены» на газ

Украина требует от России «демпинговой цены» на газ

В преддверии новых трехсторонних газовых переговоров Брюсселя, Москвы и Киева Украина затевает новый ценовой спор. Россия больше не готова продавать Украине газ по цене ниже европейской – и именно это Киев и не устраивает. Украина требует, как заявляет, демпинговой цены – то есть ниже себестоимости. Есть ли шансы на то, что Газпром пойдет на условия Киева?

Украина затеяла новый ценовой спор с Россией. В ответ на заявление президента Владимира Путина о том, что Россия больше не может давать скидку, так как после падения цен на нефть стоимость газа для Украины и так низкая, Киев выразил полное несогласие с этим.

«При таком серьезном падении на нефть, которое отражается и на цене на газ, мы не можем предоставлять скидку в том же объеме, что и раньше. В любом случае конечная цена для украинских потребителей должна быть на уровне соседних стран, таких как Польша», – заявил российский президент.

На что президент компании «Укртрансгаз» Игорь Прокопив в четверг заявил, что Украина по-прежнему ожидает от России демпинговой цены на природный газ в третьем квартале по сравнению с той, которая складывается на европейском рынке. Если цена будет выше европейской, Киев грозит вовсе не покупать российский газ. Стоит отметить, что по происхождению газ, который Украина называет европейским, на самом деле российский же – просто после пересечения украинской границы в западном направлении он вновь отправляется на Украину круговым трубопроводом.

«Украина может хотеть что угодно. Но здесь все в руках российского правительства, которое вместе с Газпромом в силах посчитать цену газа в соседних странах в третьем квартале и какой исходя из этого должен быть коэффициент в формуле цены по контракту между Газпромом и Нафтогазом. По нашим оценкам, скидка для Украины должна быть существенно меньше 30% – предельного размера скидки от экспортной пошлины», – говорит замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

По подсчетам ФНЭБ, Украина может получить скидку максимум в 10–15%. В Газпроме недавно говорили, что по контракту цена на газ для Украины в третьем квартале составит 287 долларов за тысячу кубометров. Таким образом, со скидкой в 10–15% Киев может рассчитывать на стоимость голубого топлива в 240–260 долларов в третьем квартале.

В Нафтогазе ранее отмечали, что хотят покупать в третьем квартале российский газ по 200–207 долларов за тысячу кубометров (то есть хотят с максимальной скидкой в 30%).

Россия давала скидку Украине в 100 долларов в рамках зимнего пакета и даже в рамках весеннего пакета во втором квартале 2015 года. Причем во втором квартале Газпром дал возможность Украине покупать российский газ по цене ниже, чем в Европе. «Во втором квартале в австрийском газовом хабе в Баумгартене, который является ближайшим хабом к украинской границе, цена на газ составляла 270–280 за тысячу кубометров. Это примерно на 10% дороже цены, которая была у Украины по контакту с Газпромом», – говорит Гривач. Более того, Газпром согласился не брать с Нафтогаза обязательства по закупке определенного объема газа: сколько ему надо, столько украинская компания и покупала.

Почему же теперь Россия намерена уравнять цены на газ для Украины со стоимостью газа в Европе? Во-первых, как правильно сказал Путин, со снижением цен на нефть стоимость газа каждый квартал снижается. В контрактных формулах она меняется на основе средней цены на нефть с лагом в шесть–девять месяцев. Соответственно, в третьем квартале цены на газ будут самые низкие, так как отражают как раз резкое падение нефтяных котировок осенью.

Вторая причина в том, что, несмотря на то, что Украина могла закупать более дешевый газ в России, она продолжала покупать больше топлива через реверсные схемы у европейских трейдеров. «Это означает, что скидка не привела к увеличению объемов продаж. Украина готова платить больше за реверсный газ по политическим или другим каким-то причинам», – говорит Гривач. Получается, что в скидке нет никакой экономической логики.

«Чтобы исключить разговоры о том, что Россия предлагает газ Украине по нерыночным ценам, было принято решение о том, чтобы предоставить скидку, которая обеспечит уровень цены для Украины к уровню стоимости газа в соседней стране», – объясняет Алексей Гривач. Исходя из этого и получается скидка в пределах 10–15%, но не больше.

Если сравнивать, например, с Польшей, как предлагает Путин, то цена на газ для Польши, по словам Гривача, во втором квартале была 260–280 долларов за тысячу кубометров. Для Украины цена на газ во втором квартале по контракту 2009 года получалась 350 долларов, однако Киев получал скидку в 100 долларов и покупал его дешевле, чем Польша – за 250 долларов.

В третьем квартале цены на газ по контрактным формулам снизятся (из-за цен на нефть) как на Украине, так и в Польше. Так, стоимость газа для Польши снизится до 240–260 долларов. Для Украины контрактная цена уменьшится до 287. Чтобы выровнять стоимость, Киев получит скидку в 10–15%.

Кроме того, Москва на этот раз потребует от Киева прописать конкретные объемы, которые она намерена закупать в период действия нового пакета. Вполне логичная позиция, говорит Гривач.

Киев брать на себя обязательства по объемам также не желает. Глава Укртрансгаза вообще сделал довольно странное заявление: «У нас очень простая ситуация: у нас нет принципа «бери или плати»... если из Европы дешевле, то мы берем в Европе (газ)... у нас нет обязательств (по приобретению определенных объемов топлива – прим. ВЗГЛЯД)», – сказал глава Укртрансгаза.

В рамках действующего до конца июня газового пакета такого обязательства у Украины перед Газпромом действительно нет. Однако без подписания нового пакета с июля будут вновь действовать условия газового договора от 2009 года Газпрома с Нафтогазом, где четко фиксируется принцип «бери или плати».

Однако и в новом пакете Москва будет настаивать на таком традиционном условии, в том числе для европейских контрактов.

Согласно правилу «бери или плати» в договоре от 2009 года, Россия гарантирует поставку ежегодно до 52 млрд кубометров газа Украине. Со своей стороны Киев обязан покупать у России ежегодно минимум 80% от этого объема, или 41,6 млрд кубометров. Даже если Киев не выбирает столько, заплатить за 41,6 млрд кубов он все равно обязан. Этот принцип не является какой-то особенностью украинско-российского контракта. Ровно то же условие прописано во всех газовых договорах с европейскими покупателями, которые, в свою очередь, четко его выполняют.

В рамках летне-зимнего пакета речь может идти об обязательствах Украины купить 8 млрд кубометров газа у Газпрома для закачки его в украинские ПХГ для зимнего периода. ЕС со своей стороны обсуждает возможность предоставления финансовых гарантий для закупки газа на зиму: из 1,5 млрд долларов Брюссель может выделить 1 млрд долларов. Финансовые гарантии со стороны ЕС – это еще одно важное требование России.

Трехсторонние переговоры по поводу нового газового соглашения планируется провести в конце июня, однако точная дата до сих пор не названа.

«Я вижу, что украинская сторона не готова взять на себя обязательства по отбору газа для закачки его в свои ПХГ, европейцы не до конца готовы предоставить им финансовые ресурсы для этого. Российская сторона ждет, когда они созреют», – говорит Гривач. Поэтому не исключено, что решение газового вопроса может затянуться, как в прошлом году, до последнего – до начала отопительного сезона.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 25.06.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики