Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» сворачивает с «Турецкого потока»

«Газпром» сворачивает с «Турецкого потока»

В ночь на четверг компания-оператор, 100-процентная «дочка» «Газпрома» South Stream Transport, созданная для строительства морской части газопровода «Южный поток», объявила о расторжении контракта с итальянской Saipem, которая в ближайшее время должна была начать строительство первой нитки морского участка газопровода. Стоит отметить, что два трубоукладочных судна компании-подрядчика в течение последнего полугодия находились на простое у «Газпрома», неустойка может обойтись концерну в 300 млн долл. Однако в тот момент, когда одна из трубоукладочных платформ пришвартовалась у берегов Анапы, от аренды судов было решено отказаться.

«South Stream Transport B.V. проинформировала Saipem S.p.A. о расторжении контракта на строительство первой нитки морского участка газопровода, заключенного в рамках реализации проекта «Южный поток» в 2014 году», – говорится в сообщении компании. Данное решение, уточняют в компании, продиктовано невозможностью достичь соглашения по многим рабочим и коммерческим вопросам реализации проекта «Турецкий поток». Позднее глава Минэнерго РФ Александр Новак объяснил расторжение контракта с итальянским подрядчиком техническими вопросами, не влияющими на строительство «Турецкого потока». «Проект продолжает реализовываться. Мы продолжаем работать с нашими турецкими партнерами по согласованию межправсоглашений. То есть это технический вопрос, который решают между собой «Газпром» и коммерческие организации», – пояснил Новак вчера журналистам. По его словам, расторжение контракта не повлияет на сроки строительства. «Не установлены никакие сроки. Мы работаем в режиме «чем быстрее – тем лучше», – пояснил министр.

В «Газпроме» при этом говорят, что не собираются отказываться от проекта «Турецкий поток» и уже ищут нового подрядчика. «Другие работы по проекту продолжаются, и в ближайшее время South Stream Transport B.V. приступит к переговорам с потенциальными подрядчиками на укладку первой нитки «Турецкого потока», – говорится в сообщении. Правда, стоит отметить, что иных вариантов не так уж много. А число подрядчиков по прокладке морских трубопроводов в мире можно сосчитать по пальцам. Наиболее известным в России является дочерняя компания Eni – Saipem, которая привлекалась к строительству «Северного потока», «Турецкого потока» и «Голубого потока». Другая известная компания, работавшая на концерн, – швейцарская Allseas Group, с которой был подписан контракт на строительство второй нитки морского участка газопровода.

В то же время, по данным Интерфакса, единственной в России компанией, обладающей необходимой экспертизой в строительстве морских трубопроводов, является ОАО «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС). Как сообщает агентство, в апреле «Газпром» опубликовал данные о предоставлении Газпромбанку поручительства за МРТС по кредитной линии на 1 млрд долл. «И если новое судно-трубоукладчик сейчас стоит 1 млрд долл., то на величину представленного кредита МРТС мог бы купить две бывшие в употреблении платформы. Это бы позволило «Газпрому» самостоятельно строить «Турецкий поток», не опасаясь, что контракт с иностранным подрядчиком будет блокирован очередной волной санкций», – передает Интерфакс.

Напомним, проект «Турецкий поток», который был анонсирован в декабре 2014 года, должен был заменить собой неудавшийся «Южный поток», проект строительства которого был заморожен в конце 2014 года из-за разногласий с Еврокомиссией. Тогда же «Газпром» и турецкая компания Botas подписали меморандум о взаимопонимании по строительству нового газопровода «Турецкий поток» с выходом из России в Турцию через Черное море. Его предполагаемая мощность – 63 млрд куб. м в год, из которых 47 млрд куб. м планировалось продавать в Европу, остальное – на внутренний рынок Турции. Ожидалось, что межправительственное соглашение стороны подпишут во втором квартале 2015 года, а первый газ пойдет по трубе уже в декабре 2016 года. 

До сих пор окончательное соглашение между двумя странами не подписано. Отсутствие соглашения подтверждал в среду министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз. «Стороны еще 13 июня в Баку (на встрече президентов России и Турции. – «НГ») предварительно договорились по ряду вопросов, но на данный момент окончательного соглашения о строительстве «Турецкого потока» нет»,  – приводило его слова РИА Новости.

Очевидно, что стороны до сих пор не могут договориться о скидке на газ для Анкары. В частности, как предполагает министр энергетики Турции, стороны все еще могут достичь соглашения. 

Между тем ранее сообщалось о том, что «Газпром» дал предварительное согласие на предоставление турецкой Botas скидки на газ в 10,25%. Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев говорил, что соответствующее соглашение стороны должны будут подписать до конца июня. В этот же период страны должны были подписать межправительственное соглашение о реализации проекта газопровода «Турецкий поток». В конце июня агентство Bloomberg сообщало, что «Газпром» и Botas не достигли соглашения о скидке, что может повлиять на сроки подписания соглашения по «Турецкому потоку». В конце июня истек шестимесячный срок, в течение которого «Газпром» и Botas должны были достичь соглашения по скидке на газ, чего не произошло. Без ясных перспектив продолжение строительства для «Газпрома» означает дорогу в никуда.

Для укладки морской части газопровода «Южный поток» концерн законтрактовал два трубоукладочных судна итальянской компании-подрядчика  – Castoro Sei и Saipem 7000. В начале мая в Saipem объявили об обновлении контракта с South Stream Transport теперь уже для строительства морской части «Турецкого потока». Однако все это время суда находились в простое, и только в конце июня Castoro Sei вышло из Бургаса и направилось к берегам РФ вблизи Анапы.

Теперь же ввиду расторжения контракта между «Газпромом» и Saipem концерну придется выплатить компании-подрядчику около 300 млн долл. компенсации за полугодовой простой судов с момента приостановки «Южного потока» и начала выполнения «Турецкого потока», передает Интерфакс. О компенсации в случае расторжения контракта в интервью Bloomberg говорил в феврале этого года и управляющий компании Saipem Умберто Верджине. К слову, потери компании от закрытия «Южного потока» оценивались в 1,25 млрд евро. В то же время специалисты предполагают, что «Газпром» будет добиваться снижения платы за простой судов.

Пока нет определенности с проектом, концерн решил снизить собственные издержки, отказавшись от аренды судов, объясняет директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. «Есть устное соглашение о строительстве «Турецкого потока», и письменно оно должно было быть оформлено в ближайшее время», – напоминает Правосудов. Причины неподписания соглашения эксперт видит в политических проблемах  Турции – несмотря на парламентские выборы, прошедшие в начале июня, новое правительство до сих пор не сформировано.

«Возможно, контракт с подрядчиком будет возобновлен после того, как ситуация с проектом станет яснее», – полагает начальник аналитического отдела Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. Другой вопрос – станет ли ситуация яснее. В течение полугода концерн сохранял аренду судов, однако теперь экстренно решил от них отказаться. «Прошлогодняя ситуация с остановкой «Южного потока» кратно увеличила риски и расходы «Газпрома» в части строительства морской части газопровода», – напоминает член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев. Следовательно, рассуждает он, компании скорее всего разошлись в вопросах оплаты простоя судна-трубоукладчика.

Соглашение между РФ и Турцией по газопроводу до сих пор не подписано, а экономика самого проекта становится все менее привлекательной для «Газпрома», говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. «Если будут отменены санкции против Ирана – это будет означать выход иранского газа на европейский рынок», – поясняет он. В результате, продолжает эксперт, европейцы могут поделить свой рынок между российским и иранским газом. «В таком случае, планируемая пропускная способность «Турецкого потока» будет не востребована», – уточняет Танкаев. Следовательно, говорит он, «Газпром» может отказаться от участия в проекте. «Ранее стало известно, что концерн решил отказаться от расширения системы газопроводов «Южный коридор» – то есть сухопутной части проекта «Турецкий поток», – подчеркивает Танкаев. Другой причиной затягивания строительства «Турецкого потока», по мнению эксперта, может быть стремление США и Евросоюза заблокировать любой проект, который может стать альтернативой поставки газа через территорию Украины. «Западные организации, такие как Международный валютный фонд, дали значительные кредиты Украине, и им надо понимать, откуда будет идти возврат денег. Если Украина лишается российского транзита, то она лишается и значительной части тех денег», – сообщил эксперт в эфире BusinessFM.

Автор: Ольга Соловьева

Источник: Независимая газета, 10.07.2015

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики