Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» сворачивает с «Турецкого потока»

«Газпром» сворачивает с «Турецкого потока»

В ночь на четверг компания-оператор, 100-процентная «дочка» «Газпрома» South Stream Transport, созданная для строительства морской части газопровода «Южный поток», объявила о расторжении контракта с итальянской Saipem, которая в ближайшее время должна была начать строительство первой нитки морского участка газопровода. Стоит отметить, что два трубоукладочных судна компании-подрядчика в течение последнего полугодия находились на простое у «Газпрома», неустойка может обойтись концерну в 300 млн долл. Однако в тот момент, когда одна из трубоукладочных платформ пришвартовалась у берегов Анапы, от аренды судов было решено отказаться.

«South Stream Transport B.V. проинформировала Saipem S.p.A. о расторжении контракта на строительство первой нитки морского участка газопровода, заключенного в рамках реализации проекта «Южный поток» в 2014 году», – говорится в сообщении компании. Данное решение, уточняют в компании, продиктовано невозможностью достичь соглашения по многим рабочим и коммерческим вопросам реализации проекта «Турецкий поток». Позднее глава Минэнерго РФ Александр Новак объяснил расторжение контракта с итальянским подрядчиком техническими вопросами, не влияющими на строительство «Турецкого потока». «Проект продолжает реализовываться. Мы продолжаем работать с нашими турецкими партнерами по согласованию межправсоглашений. То есть это технический вопрос, который решают между собой «Газпром» и коммерческие организации», – пояснил Новак вчера журналистам. По его словам, расторжение контракта не повлияет на сроки строительства. «Не установлены никакие сроки. Мы работаем в режиме «чем быстрее – тем лучше», – пояснил министр.

В «Газпроме» при этом говорят, что не собираются отказываться от проекта «Турецкий поток» и уже ищут нового подрядчика. «Другие работы по проекту продолжаются, и в ближайшее время South Stream Transport B.V. приступит к переговорам с потенциальными подрядчиками на укладку первой нитки «Турецкого потока», – говорится в сообщении. Правда, стоит отметить, что иных вариантов не так уж много. А число подрядчиков по прокладке морских трубопроводов в мире можно сосчитать по пальцам. Наиболее известным в России является дочерняя компания Eni – Saipem, которая привлекалась к строительству «Северного потока», «Турецкого потока» и «Голубого потока». Другая известная компания, работавшая на концерн, – швейцарская Allseas Group, с которой был подписан контракт на строительство второй нитки морского участка газопровода.

В то же время, по данным Интерфакса, единственной в России компанией, обладающей необходимой экспертизой в строительстве морских трубопроводов, является ОАО «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС). Как сообщает агентство, в апреле «Газпром» опубликовал данные о предоставлении Газпромбанку поручительства за МРТС по кредитной линии на 1 млрд долл. «И если новое судно-трубоукладчик сейчас стоит 1 млрд долл., то на величину представленного кредита МРТС мог бы купить две бывшие в употреблении платформы. Это бы позволило «Газпрому» самостоятельно строить «Турецкий поток», не опасаясь, что контракт с иностранным подрядчиком будет блокирован очередной волной санкций», – передает Интерфакс.

Напомним, проект «Турецкий поток», который был анонсирован в декабре 2014 года, должен был заменить собой неудавшийся «Южный поток», проект строительства которого был заморожен в конце 2014 года из-за разногласий с Еврокомиссией. Тогда же «Газпром» и турецкая компания Botas подписали меморандум о взаимопонимании по строительству нового газопровода «Турецкий поток» с выходом из России в Турцию через Черное море. Его предполагаемая мощность – 63 млрд куб. м в год, из которых 47 млрд куб. м планировалось продавать в Европу, остальное – на внутренний рынок Турции. Ожидалось, что межправительственное соглашение стороны подпишут во втором квартале 2015 года, а первый газ пойдет по трубе уже в декабре 2016 года. 

До сих пор окончательное соглашение между двумя странами не подписано. Отсутствие соглашения подтверждал в среду министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз. «Стороны еще 13 июня в Баку (на встрече президентов России и Турции. – «НГ») предварительно договорились по ряду вопросов, но на данный момент окончательного соглашения о строительстве «Турецкого потока» нет»,  – приводило его слова РИА Новости.

Очевидно, что стороны до сих пор не могут договориться о скидке на газ для Анкары. В частности, как предполагает министр энергетики Турции, стороны все еще могут достичь соглашения. 

Между тем ранее сообщалось о том, что «Газпром» дал предварительное согласие на предоставление турецкой Botas скидки на газ в 10,25%. Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев говорил, что соответствующее соглашение стороны должны будут подписать до конца июня. В этот же период страны должны были подписать межправительственное соглашение о реализации проекта газопровода «Турецкий поток». В конце июня агентство Bloomberg сообщало, что «Газпром» и Botas не достигли соглашения о скидке, что может повлиять на сроки подписания соглашения по «Турецкому потоку». В конце июня истек шестимесячный срок, в течение которого «Газпром» и Botas должны были достичь соглашения по скидке на газ, чего не произошло. Без ясных перспектив продолжение строительства для «Газпрома» означает дорогу в никуда.

Для укладки морской части газопровода «Южный поток» концерн законтрактовал два трубоукладочных судна итальянской компании-подрядчика  – Castoro Sei и Saipem 7000. В начале мая в Saipem объявили об обновлении контракта с South Stream Transport теперь уже для строительства морской части «Турецкого потока». Однако все это время суда находились в простое, и только в конце июня Castoro Sei вышло из Бургаса и направилось к берегам РФ вблизи Анапы.

Теперь же ввиду расторжения контракта между «Газпромом» и Saipem концерну придется выплатить компании-подрядчику около 300 млн долл. компенсации за полугодовой простой судов с момента приостановки «Южного потока» и начала выполнения «Турецкого потока», передает Интерфакс. О компенсации в случае расторжения контракта в интервью Bloomberg говорил в феврале этого года и управляющий компании Saipem Умберто Верджине. К слову, потери компании от закрытия «Южного потока» оценивались в 1,25 млрд евро. В то же время специалисты предполагают, что «Газпром» будет добиваться снижения платы за простой судов.

Пока нет определенности с проектом, концерн решил снизить собственные издержки, отказавшись от аренды судов, объясняет директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. «Есть устное соглашение о строительстве «Турецкого потока», и письменно оно должно было быть оформлено в ближайшее время», – напоминает Правосудов. Причины неподписания соглашения эксперт видит в политических проблемах  Турции – несмотря на парламентские выборы, прошедшие в начале июня, новое правительство до сих пор не сформировано.

«Возможно, контракт с подрядчиком будет возобновлен после того, как ситуация с проектом станет яснее», – полагает начальник аналитического отдела Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. Другой вопрос – станет ли ситуация яснее. В течение полугода концерн сохранял аренду судов, однако теперь экстренно решил от них отказаться. «Прошлогодняя ситуация с остановкой «Южного потока» кратно увеличила риски и расходы «Газпрома» в части строительства морской части газопровода», – напоминает член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев. Следовательно, рассуждает он, компании скорее всего разошлись в вопросах оплаты простоя судна-трубоукладчика.

Соглашение между РФ и Турцией по газопроводу до сих пор не подписано, а экономика самого проекта становится все менее привлекательной для «Газпрома», говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. «Если будут отменены санкции против Ирана – это будет означать выход иранского газа на европейский рынок», – поясняет он. В результате, продолжает эксперт, европейцы могут поделить свой рынок между российским и иранским газом. «В таком случае, планируемая пропускная способность «Турецкого потока» будет не востребована», – уточняет Танкаев. Следовательно, говорит он, «Газпром» может отказаться от участия в проекте. «Ранее стало известно, что концерн решил отказаться от расширения системы газопроводов «Южный коридор» – то есть сухопутной части проекта «Турецкий поток», – подчеркивает Танкаев. Другой причиной затягивания строительства «Турецкого потока», по мнению эксперта, может быть стремление США и Евросоюза заблокировать любой проект, который может стать альтернативой поставки газа через территорию Украины. «Западные организации, такие как Международный валютный фонд, дали значительные кредиты Украине, и им надо понимать, откуда будет идти возврат денег. Если Украина лишается российского транзита, то она лишается и значительной части тех денег», – сообщил эксперт в эфире BusinessFM.

Автор: Ольга Соловьева

Источник: Независимая газета, 10.07.2015

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики