Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Очередное прекращение закупок газа Украиной: на этот раз без лишней драмы

Очередное прекращение закупок газа Украиной: на этот раз без лишней драмы

С 1 июля Украина перестала платить за газ «Газпрому» и, соответственно, перестала получать голубое топливо из России напрямую. Еще пару лет назад это вызвало бы скандал европейского масштаба. Сейчас это уже совершенно рядовое событие. Даже если бы на календаре был октябрь, а не середина лета, все равно шума бы не было.

 

По нашим оценкам, коллапс в экономике Украины (и, как следствие, потребления газа в промышленности), военные действия разной степени интенсивности на Донбассе и решение правительства страны поднять с 1 апреля 2015 года цены на газ для населения и теплокоммунэнерго в 3-5 раз практически полностью решили газовую проблему. Нет потребления газа – нет проблемы.

 

В первом половине 2015 года Украина, по расчетам ФНЭБ, использовала 19,2 млрд кубометров газа. Это на 5,5 млрд кубометров меньше, чем за аналогичный период 2014-го, и почти на 10 млрд кубометров меньше, чем за январь-июнь 2013-го.

 

Мы полагаем, что по итогам 2015 года потребление газа на Украине составит не более 33-35 млрд кубометров, а собственная добыча  около 20 млрд кубометров. Это значит, что вся потребность в импорте на этот год составляет 13-15 млрд кубометров, из которых за первое полугодие закуплено уже 9,9 млрд кубометров. Таким образом, чтобы войти в новый 2016 год с такими же запасами в ПХГ как на 1 января 2015 года, Украине нужно купить 3-5 млрд кубометров. «Газпром» может поставить такие объемы за 1-1,5 месяца. Если загрузить на полную словацкий реверсный маршрут, то на поставку этих объемов хватит 4 месяца. Вот и нет никакого драматизма.

 

Что касается прохождения отопительного сезона, то при таких же погодных условиях, как в сезоне 2014-2015, Украине в силу социально-экономических причин (о которых говорилось выше) потребуется около 23 млрд кубометров газа. Дефицит собственной добычи составит около 13 млрд кубометров. Сейчас в украинских ПХГ около 12 млрд кубометров, из которых 4,5 млрд кубометров можно поднять и поставить на рынок. Кроме того, в третьем квартале, по нашим оценкам, 1-1,5 млрд кубометров может быть закачано из ресурсов собственной добычи.

 

Таким образом, даже, если Украина прекратит покупать импортный газ для закачки в ПХГ вовсе (а она 1 июля должна импортировать 12 млн кубометров газа через словацкий «реверс»), то к началу холодов в украинских ПХГ будет 5,5-6 млрд кубометров доступного к отбору газа. В итоге потребности в импорте составили бы до 6-7 млрд кубометров на весь отопительный сезон. Никаких технологических проблем с обеспечением этих поставок нет и быть не может.

 

Суровая зима или плохая платежная дисциплина (вкупе с неготовностью Киева применять жесткие меры к социально значимым категориям неплательщиков)  могут внести свои коррективы в эти расчеты. Но даже рост спроса на 20-30% не изменит кардинально картину. А, значит, и угрозы транзиту с этой стороны действительно нет. По крайней, мере, если украинская сторона, будет выполнять свои обязательства в рамках транзитного договора.  

Автор: ФНЭБ

Опубликовано на сайте Pro-gas.Ru, 08.07.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики