Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Очередное прекращение закупок газа Украиной: на этот раз без лишней драмы

Очередное прекращение закупок газа Украиной: на этот раз без лишней драмы

С 1 июля Украина перестала платить за газ «Газпрому» и, соответственно, перестала получать голубое топливо из России напрямую. Еще пару лет назад это вызвало бы скандал европейского масштаба. Сейчас это уже совершенно рядовое событие. Даже если бы на календаре был октябрь, а не середина лета, все равно шума бы не было.

 

По нашим оценкам, коллапс в экономике Украины (и, как следствие, потребления газа в промышленности), военные действия разной степени интенсивности на Донбассе и решение правительства страны поднять с 1 апреля 2015 года цены на газ для населения и теплокоммунэнерго в 3-5 раз практически полностью решили газовую проблему. Нет потребления газа – нет проблемы.

 

В первом половине 2015 года Украина, по расчетам ФНЭБ, использовала 19,2 млрд кубометров газа. Это на 5,5 млрд кубометров меньше, чем за аналогичный период 2014-го, и почти на 10 млрд кубометров меньше, чем за январь-июнь 2013-го.

 

Мы полагаем, что по итогам 2015 года потребление газа на Украине составит не более 33-35 млрд кубометров, а собственная добыча  около 20 млрд кубометров. Это значит, что вся потребность в импорте на этот год составляет 13-15 млрд кубометров, из которых за первое полугодие закуплено уже 9,9 млрд кубометров. Таким образом, чтобы войти в новый 2016 год с такими же запасами в ПХГ как на 1 января 2015 года, Украине нужно купить 3-5 млрд кубометров. «Газпром» может поставить такие объемы за 1-1,5 месяца. Если загрузить на полную словацкий реверсный маршрут, то на поставку этих объемов хватит 4 месяца. Вот и нет никакого драматизма.

 

Что касается прохождения отопительного сезона, то при таких же погодных условиях, как в сезоне 2014-2015, Украине в силу социально-экономических причин (о которых говорилось выше) потребуется около 23 млрд кубометров газа. Дефицит собственной добычи составит около 13 млрд кубометров. Сейчас в украинских ПХГ около 12 млрд кубометров, из которых 4,5 млрд кубометров можно поднять и поставить на рынок. Кроме того, в третьем квартале, по нашим оценкам, 1-1,5 млрд кубометров может быть закачано из ресурсов собственной добычи.

 

Таким образом, даже, если Украина прекратит покупать импортный газ для закачки в ПХГ вовсе (а она 1 июля должна импортировать 12 млн кубометров газа через словацкий «реверс»), то к началу холодов в украинских ПХГ будет 5,5-6 млрд кубометров доступного к отбору газа. В итоге потребности в импорте составили бы до 6-7 млрд кубометров на весь отопительный сезон. Никаких технологических проблем с обеспечением этих поставок нет и быть не может.

 

Суровая зима или плохая платежная дисциплина (вкупе с неготовностью Киева применять жесткие меры к социально значимым категориям неплательщиков)  могут внести свои коррективы в эти расчеты. Но даже рост спроса на 20-30% не изменит кардинально картину. А, значит, и угрозы транзиту с этой стороны действительно нет. По крайней, мере, если украинская сторона, будет выполнять свои обязательства в рамках транзитного договора.  

Автор: ФНЭБ

Опубликовано на сайте Pro-gas.Ru, 08.07.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики