Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Очередное прекращение закупок газа Украиной: на этот раз без лишней драмы

Очередное прекращение закупок газа Украиной: на этот раз без лишней драмы

С 1 июля Украина перестала платить за газ «Газпрому» и, соответственно, перестала получать голубое топливо из России напрямую. Еще пару лет назад это вызвало бы скандал европейского масштаба. Сейчас это уже совершенно рядовое событие. Даже если бы на календаре был октябрь, а не середина лета, все равно шума бы не было.

 

По нашим оценкам, коллапс в экономике Украины (и, как следствие, потребления газа в промышленности), военные действия разной степени интенсивности на Донбассе и решение правительства страны поднять с 1 апреля 2015 года цены на газ для населения и теплокоммунэнерго в 3-5 раз практически полностью решили газовую проблему. Нет потребления газа – нет проблемы.

 

В первом половине 2015 года Украина, по расчетам ФНЭБ, использовала 19,2 млрд кубометров газа. Это на 5,5 млрд кубометров меньше, чем за аналогичный период 2014-го, и почти на 10 млрд кубометров меньше, чем за январь-июнь 2013-го.

 

Мы полагаем, что по итогам 2015 года потребление газа на Украине составит не более 33-35 млрд кубометров, а собственная добыча  около 20 млрд кубометров. Это значит, что вся потребность в импорте на этот год составляет 13-15 млрд кубометров, из которых за первое полугодие закуплено уже 9,9 млрд кубометров. Таким образом, чтобы войти в новый 2016 год с такими же запасами в ПХГ как на 1 января 2015 года, Украине нужно купить 3-5 млрд кубометров. «Газпром» может поставить такие объемы за 1-1,5 месяца. Если загрузить на полную словацкий реверсный маршрут, то на поставку этих объемов хватит 4 месяца. Вот и нет никакого драматизма.

 

Что касается прохождения отопительного сезона, то при таких же погодных условиях, как в сезоне 2014-2015, Украине в силу социально-экономических причин (о которых говорилось выше) потребуется около 23 млрд кубометров газа. Дефицит собственной добычи составит около 13 млрд кубометров. Сейчас в украинских ПХГ около 12 млрд кубометров, из которых 4,5 млрд кубометров можно поднять и поставить на рынок. Кроме того, в третьем квартале, по нашим оценкам, 1-1,5 млрд кубометров может быть закачано из ресурсов собственной добычи.

 

Таким образом, даже, если Украина прекратит покупать импортный газ для закачки в ПХГ вовсе (а она 1 июля должна импортировать 12 млн кубометров газа через словацкий «реверс»), то к началу холодов в украинских ПХГ будет 5,5-6 млрд кубометров доступного к отбору газа. В итоге потребности в импорте составили бы до 6-7 млрд кубометров на весь отопительный сезон. Никаких технологических проблем с обеспечением этих поставок нет и быть не может.

 

Суровая зима или плохая платежная дисциплина (вкупе с неготовностью Киева применять жесткие меры к социально значимым категориям неплательщиков)  могут внести свои коррективы в эти расчеты. Но даже рост спроса на 20-30% не изменит кардинально картину. А, значит, и угрозы транзиту с этой стороны действительно нет. По крайней, мере, если украинская сторона, будет выполнять свои обязательства в рамках транзитного договора.  

Автор: ФНЭБ

Опубликовано на сайте Pro-gas.Ru, 08.07.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики