Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина просит газ у Назарбаева

Украина просит газ у Назарбаева

Украина хочет начать закупку газа из Казахстана. Однако единственный путь поставок — транзит через Россию, которая, по словам экспертов, этого никогда не допустит из соображений конкуренции. Киев намерен подключить к решению вопроса о транзите Евросоюз. Впрочем, даже если Москва даст разрешение на транзит, газ из Средней Азии окажется не дешевле российского.

Украина хочет получать газ из Средней Азии. Об этом заявил в ходе заседания совместной межгосударственной украинско-казахстанской комиссии по вопросам экономического сотрудничества министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин.

Но здесь остро встает вопрос транзита через российскую территорию. «К этому вопросу нужно привлекать Еврокомиссию, — отметил начальник управления европейской интеграции минэнергоугля Украины Михаил Бно-Айриян. — Готовы обратиться в Еврокомиссию для содействия в переговорах с нашим общим соседом».

Первый премьер Казахстана Бакытжан Сагинтаев в свою очередь заявил, что Украина предлагает еще и транзит газа, а также нефти через свою территорию в Европу. По его словам, эти вопросы будут дополнительно обсуждены.

Киев уже давно пытается получить от России разрешение на прямой транзит среднеазиатского газа.

«Россия на это не пойдет никогда, — комментирует глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — У Москвы всегда была по этому вопросу жесткая позиция — «Газпром» закупает газ из Средней Азии в свой портфель и распоряжается им по своему усмотрению, но транзитной страной Россия никогда не будет».

По словам главы ФНЭБ, это более чем логично. «Зачем выпускать конкурента на свой рынок сбыта, еще и предоставляя ему транзит через свою территорию? Россия просто защищает свои коммерческие интересы», — говорит Симонов

Представители «Газпрома» и Министерства энергетики РФ от комментариев отказались.

Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин отмечает, что Казахстан, Узбекистан и Туркменистан хотели бы продавать газ Украине и Европе, но Россия не разрешает транзит газа через свою территорию.

«В этом смысле Россия — самый плохой транзитер газа в Европе, — подчеркивает эксперт. — При этом никто так не озабочен вопросами транзита газа в других странах, как Россия».

По словам Корчемкина, в 2011–2013 годах Казахстан поставлял в Россию около 12 млрд кубометров в год. Большая часть — поставки карачаганакского газа на переработку по соглашению с «КазРосГазом». «При свободном транзите через РФ и хорошей цене часть этого газа могла бы быть направлена в другие страны», — полагает эксперт.

Вопрос цены остается ключевым. Россия в третьем квартале предложила Украине цену в $247,17 за 1 тыс. кубометров — это уровень предыдущего квартала.

Однако Киев отказался закупать газ на таких условиях. Дело в том, что в первом и втором кварталах Россия предоставляла скидку в $100 за 1 тыс. кубов. Но тогда была выше цена газа (она привязана к нефти с лагом в 6–9 месяцев). Из-за снижения цен на газ Россия, как отметил ранее президент РФ Владимир Путин, оказалась не в состоянии продлить скидку в полном объеме. И несмотря на то, что цена газа не изменилась, скидка снизилась со $100 до $40.

Украина же считает рыночной цену в $205–207 за 1 тыс. кубометров.

Казахстанский газ вряд ли будет дешевле российского, читает Константин Симонов. «Весь вопрос в формуле ценообразования, — поясняет глава ФНЭБ. — И вероятнее всего казахи бы стали настаивать на применении принципа нетбэка, то есть на цене газа в соседней с Украиной Польше. При этом цена в Польше сейчас даже несколько выше, чем предложенная Россией».

 

«Цена газа из Казахстана априори не будет ниже российской, — говорит и украинский эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский. — Казахстан наверняка захочет привязки к цене европейских спотовых (разовых) контрактов. Сейчас эта цена составляет $260–270 за 1 тыс. кубометров. А предложить что-либо в обмен на скидку Украина не в состоянии».

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 17.07.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики