Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Отказ себе в убыток

Отказ себе в убыток

Украина не хочет покупать российский газ, но топливо по реверсу из Европы оказывается дороже поставок «Газпрома». Киев намерен подключиться к поставкам СПГ из Казахстана и Грузии. По словам экспертов, и тот и другой газ будет дороже российского, причем поставки из Грузии вообще маловероятны: Грузия сама импортирует газ из России и Азербайджана.

Экономических причин для отказа Украины от российского газа нет. Об этом заявил российский министр энергетики Александр Новак. По его словам, Россия со своей стороны создала Украине все необходимые условия для покупки и закачки газа.

«И то, что они сейчас не закачивают газ, — это вопрос не экономического характера, — подчеркнул глава Минэнерго. — Это вопрос либо отсутствия денег у «Нафтогаза Украины», либо наличия желания украинской стороны обострить ситуацию».

Украина отказалась покупать российский газ в третьем квартале, так как ее не устроила цена. В первом полугодии Россия предоставляла скидку $100 на 1 тыс. куб. м, однако с июля скидка уменьшилась до $40. Как ранее заявлял президент РФ Владимир Путин, в условиях падения цен на нефть (цены на газ привязаны к ним с лагом шесть-девять месяцев) Россия уже не в состоянии продлить скидку в полном объеме. Причем новая цена осталась на уровне второго квартала — $247,17. Однако Украина полагает, что российский газ должен стоить $205–207 за 1 тыс. куб. м. 

 

Киев пытается всеми возможными способами снизить зависимость от российского газа. По данным «Укртрансгаза», в первом полугодии 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года газовый импорт из России сократился на 73,4% и составил 3,7 млрд куб. м (Россия, кстати, ранее заявляла, что в 2015 году намерена поставить на Украину около 15 млрд куб. м). 

При этом реверсные поставки из Европы за тот же период выросли в 10,5 раза, достигнув 6,3 млрд куб. м.

Но по данным министерства экономического развития и торговли Украины, только в июне средняя таможенная стоимость импортируемого газа составляла $266,56 за 1 тыс. куб. м, то есть почти на $20 дороже российского газа.

Помимо Европы Украина также хочет закупать газ в Казахстане, но здесь возникает вопрос о его транспортировке. Она возможна только через Россию, а РФ давать свое разрешение не намерена, так как казахский газ станет прямым конкурентом российскому. Украина даже собирается попросить поддержки Евросоюза в переговорах с Москвой по этому поводу. 

Ранее, 14 июля, Киев объявил о подписании меморандума с американской Frontera Resources Corporation. «Нафтогаз» будет сотрудничать с американцами в сфере инвестирования в разведку и добычи углеводородов. 

При этом Frontera намерена поставлять на Украину сжиженный природный газ (СПГ) со своих мощностей в Грузии.

В пятницу украинский премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что Frontera также намерена построить на Украине терминал для регазификации СПГ. Правда, подробности он не сообщил. По словам Яценюка, еще один терминал намерена построить и другая американская компания — Cargill. Здесь уже есть некоторые детали сделки: терминал будет построен в порту Южный, его мощность составит 4 млн тонн. Инвестиции оцениваются примерно в $100 млн. 

«Цена сжиженного газа из Грузии, учитывая затраты на транспортировку и регазификацию, будет выше не только цены, предложенной Россией, но и цены европейских спотовых контрактов», — предупреждает украинский эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский. Цена спота в Европе сейчас составляет $260–270 за 1 тыс. куб. м. 

Речи о поставках СПГ из Грузии вообще быть не может, говорит замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. «Грузия сама импортирует газ из Азербайджана и России», — указывает эксперт.

А заявления об инвестициях в украинскую экономику, по мнению Гривача, являются чистым пиаром. «Украина находится в преддефолтном состоянии», — говорит замглавы ФНЭБ.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 20.07.2015

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики