Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поддать газу

Поддать газу

Украина присматривается к казахстанским энергоресурсам

Возможности реализации казахстанской нефти, газа и угля обсудили между собой глава украинского Минэнерго Владимир Демчишин и первый вице-премьер Казахстана Бакытжан Сагинтаев в ходе заседания межгосударственной украинско-казахстанской комиссии по вопросам экономического сотрудничества. Как выяснилось, Украина добивается поставок и транзита центральноазиатского газа. Однако единственная возможность это сделать – гнать его по территории России, которая в свою очередь вряд ли допустит такой поворот событий из соображений конкуренции и не поступится собственными коммерческими интересами.

Хороший, плохой, злой

Решение Украины добирать недостающий газ «на стороне» является вполне оправданным. После безрезультатных трехсторонних переговоров Украины с Россией (посредником выступала Еврокомиссия) на 1 июля текущего года РФ прекратила поставки своего газа в эту страну. В пресс-релизе госкомпании «Укртрансгаз» объяснили, что со 2 июля Украина продолжает импорт углеводородов только из Словакии. Таким образом, сейчас Украина находится в поисках. Стране необходимо заместить недостающее количество голубого топлива из других стран. Если взглянуть на статистику, Казахстан экспортирует газ на Украину в размере $1,4 млрд, или 44% от всего экспорта за прошлый год. Получается, что не так уж и мало, но Украине этого недостаточно, чтобы покрыть потребность. Согласно документам государственной службы статистики Украины за 2014 год, общий импорт газа в страну в сумме составил $5,6 млрд.

«Экономическое сотрудничество Украины и Казахстана имеет давнюю историю, и его расширение вполне логично. Казахстан сможет увеличить объем своего экспорта, а Украина получит нужные ей ресурсы. Кроме того, обе страны смогут заработать на поставках этих ресурсов в другие страны», – дает оценку ситуации Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

Вопрос диверсификации поставок энергоносителей у Украины возник в конце прошлого года, когда страна снизила импорт газа из России почти в два раза – до 14,5 млрд кубометров, в то же время нарастив импорт из Европы до 5,1 млрд кубометров за счет реверса поставок голубого топлива из Словакии, откуда поступило 3,6 млрд кубометров. Кроме того, поставщиками газа для Украины выступили Польша и Венгрия – 0,9 и 0,6 млрд кубометров соответственно.

Труба без посредника

Несмотря на то, что Казахстан и Украина рассматривают вероятность налаживания торговли энергоресурсами, аналитики прогнозируют, что при нынешних условиях могут возникнуть трудности, главной из которых станет транзит газа. Так как между странами нет единой границы, транзит газа нужно будет налаживать через Россию. Впрочем, даже если Москва даст разрешение на транзит, газ из Казахстана вряд ли окажется дешевле российского. Сейчас у Астаны нет лишнего газа. В случае если дополнительные поставки газа из РК все же будут, объемы не будут основными, так как значительную часть потребностей будет покрывать газ из ЕС.

«Естественно, в первую очередь нужно будет определить возможные маршруты таких поставок, наличие или отсутствие соответствующей инфраструктуры, потребуется договориться со странами-транзитерами, так как у Казахстана и Украины нет общей границы. Учитывая специфику каждого вида энергоресурсов, наибольшие вопросы вызывают именно поставки газа. Нефть и уголь могут поставляться по нескольким маршрутам, и об их транзите договориться будет проще. Кроме того, для поставки нефти можно использовать не только трубопроводный транспорт, что облегчает ее экспорт. В случае же с газом потребуется использовать трубопроводы», – объясняет Баранов.

Как отмечает эксперт, существует теоретическая возможность использования сжиженного природного газа, но для этого потребуется создавать сложную инфраструктуру, которая к тому же стоит недешево. Так как кратчайший маршрут поставок газа из Казахстана на Украину проходит через Россию, то, скорее всего, им придется договариваться об использовании отечественных трубопроводов, если не будет избран какой-то более экзотический вариант транспортировки газа. Поскольку пока нет соответствующих соглашений о поставках энергоресурсов из Казахстана на Украину, нельзя назвать и те условия, на которых Россия согласится осуществлять их транзит через свою территорию. Очевидно, что если Россия согласится на транзит, то будет делать это с выгодой для себя, это не будет благотворительной акцией.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отмечает, что наиболее острые дискуссии возникают вокруг поставок газа. Отказ от российского метана стал поистине национальной идеей, по крайней мере для политической элиты Украины. 

"Но для того, чтобы физически поставить казахстанский газ на Украину, его нужно прокачать через Россию. "Газпром" закончил осуществлять практику транзита газа по российской территории после прихода в компанию Алексея Миллера. Российский концерн не согласится на транзитные операции хоты бы потому, что для начала украинская государственная компания "Нафтогаз" должна исполнять действующий контракт с самим "Газпромом". Альтернативных маршрутов доставки Казахстанского газа нет",- отмечает он.

По его словам, в это ситуации возникает вопрос о возможности роста добычи газа в Казахстане. Так, за прошлый год  Россия поставила на Украину 14,5 млрд куб. м. газа. В том же году Казахстан произвел 19,3 млрд куб. м. газа, экспортировал в Россию 11,4 млрд куб. м., из которых 10,9 в Россию. Остальная часть пришлась на собственное потребление.  

"Казахстан просто не сможет нарастить добычу в ближайшее время так, чтобы Украина смогла заменить российский газ на казахский. Поэтому тема поставок газа на Украину из Казахстан стоит воспринимать как PR кампанию украинских политиков, которые показывают, что они много чего делают, чтобы отказаться от российского газа",- говорит Юшков.

Таким образом, сотрудничество в сфере угольных поставок более вероятно, так как по российским железным дорогам Казахстан вполне сможет поставить свой уголь на Украину, но тут возникает вопрос оплаты. За прошлый год Украина получала уголь из Польши, ЮАР и США. Со слов Юшкова стало ясно, что  из первых двух стран поставки прекратились, потому что Украина просто не стала платить за товар. 

"Казахстан явно не намерен заниматься благотворительность. Кстати это справедливо и для газовых поставок. Казахстан же не станет дарить свой газ Украине? И уголь не стане дарить. Поэтому тут уже встает вопрос о конкуренции поставок российского и казахского угля на украинском рынке. С политической точки зрения Украина стала бы покупать именно казахский. Но сейчас же она покупает российский уголь, а не польский. Потому то уголь из РФ дешевле",- резюмирует аналитик. 

Автор: Адина Байкинова

Источник: Kapital.kz, 22.07.2015 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики