Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Словаки ищут деньги на газопровод в Брюсселе

Словаки ищут деньги на газопровод в Брюсселе

Но Евросоюз вряд ли им сильно поможет

Словакия будет просить ЕС помочь ей с деньгами на строительство газопровода Eastring, который может в перспективе использоваться для транзита газа "Газпрома" в обход Украины. Но Брюссель вряд ли заметно поможет словакам: стоимость проекта — €2,2 млрд, что составляет почти половину общего фонда ЕС на приоритетные энергопроекты. А заинтересовать проектом поставщиков газа сейчас почти невозможно, говорят эксперты.

Словацкий газотранспортный оператор Eustream рассчитывает получить от ЕС статус приоритетного проекта (PCI) для газопровода Eastring, сообщил Bloomberg глава компании Томас Маречек. При одобрении Брюсселем компания сможет рассчитывать на помощь в финансировании. Ближайшее рассмотрение кандидатов на статус PSI — в конце года. По словам господина Маречека, строительство Eastring может начаться в течение 18 месяцев в Словакии, Болгарии, Венгрии и Румынии, закончить его предполагается в 2018 году. Стоимость газопровода он оценил в €2,2 млрд, заявив, что "проект недорогой".

О Eastring заговорили в ноябре 2014 года, а в мае Европейская сеть системных операторов передачи газа (ENTSOG) включила его в план развития европейских ГТС. Мощность трубы — 20 млрд кубометров в год (соразмерно с потреблением четырех стран) с возможностью расширения до 40 млрд кубометров. Труба должна пройти от Вельке-Капушан в Словакии до болгарско-турецкой границы, длина Eastring составит 744-1015 км.

Словакия заявляла, что готова присоединить Eastring и к проекту "Газпрома" "Турецкий поток". Это могло бы стать одним из вариантов поставок российского газа в ЕС через Турцию, что нужно Москве для отказа от украинского транзита. С севера в трубу мог поступать российский газ, приходящий в Европу по Nord Stream. Такая схема сохраняла за Словакией ключевую роль в транзите газа "Газпрома" в ЕС.

Но Братиславе вряд ли стоит рассчитывать на заметную помощь Европы. Общий объем денег на PSI составит в 2014-2020 годах €5,35 млрд, а на отдельные проекты ЕК выделяла меньшие суммы (максимум — около €297 млн — в 2014 году получили Польша и Литва). В 2015 году пока объявлено о 20 согласованных проектах, максимум — около €29 млн — выделен на строительство газопровода в Болгарии. В ЕК на запрос "Ъ" не ответили.

Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач соглашается, что при ограниченности средств ЕС Eastring вряд ли получит деньги или объем финансирования будет незначителен. По его мнению, Словакии будет сложно привлечь средства: Третий энергопакет ЕС сломал схему, когда инвесторы заключали контракты на будущие поставки газа и привлекали проектное финансирование.

Авторы: Ольга Мордюшенко, Юрий Барсуков

Источник: Коммерсантъ, 23.07.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики