Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» подал в суд на «Туркменгаз»

«Газпром» подал в суд на «Туркменгаз»

Российский концерн требует пересмотреть цену газа, который он покупает у Туркмении

«Газпром экспорт» 8 июня подал иск в стокгольмский арбитраж к «Туркменгазу», сообщила компания. «Газпром» хочет пересмотреть цену газа, который покупает у Туркмении. Детали иска представитель российской стороны не комментирует, его коллега из «Туркменгаза» не ответил на вопросы.

Россия закупает туркменский газ еще со времен СССР для снабжения южных регионов (российский газ туда не поставлялся из-за неразвитой инфраструктуры). В 2006–2008 гг. почти весь туркменский газ (41–42 млрд куб. м) шел в Россию, но после кризиса 2008 г. «Газпром» настоял на пересмотре параметров поставок. В результате по новому контракту в 2010 г. объем снизился примерно до 10 млрд куб. м, а цена оказалась привязана к нефтяной формуле и составила $240 за 1000 куб. м.

Но в прошлом году после резкого падения цен на нефть, к которым привязаны и цены на газ, вопрос цены туркменского газа обострился, рассказывали источники «Ведомостей», близкие к «Газпрому». Сейчас монополия поставляет газ в Европу по цене $230–250 за 1000 куб. м и закупка туркменского газа по $240 для него убыточна, так как от границы Туркменистана и Узбекистана газ еще нужно транспортировать (около 3000 км), говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

Договориться о пересмотре цены не удалось, так что с начала года «Газпром» в одностороннем порядке перешел на оплату туркменского газа по экспортному нетбэку в Европе ($150–170 за 1000 куб. м), объясняют источники «Ведомостей». Монополия также снизила закупки до 4 млрд куб. м. Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев объяснял, что технологической необходимости в закупках больше нет, но они продолжатся «с учетом взаимоотношений с нашими соседями», а объем снижен на «базе совместной договоренности», говорил Медведев. Туркмения заявила, что снижение объемов необоснованно и «Газпром» «является нестабильным партнером». «Туркменские контракты составлены так, что цены ежегодно согласовываются дополнительными соглашениями, это такая восточная специфика», – объясняет Гривач. По его мнению, Туркмения не хочет пересматривать цену, чтобы иметь возможность использовать скидку на газ в качестве размена в будущем – по газовому или по любому другому «соседскому» вопросу.

«В суде «Газпром» может требовать пересмотра цены договора, основываясь на структурных изменениях на рынке, подкрепленных ссылками на соответствующие положения договора», – считает руководитель зарубежной практики Art de Lex Артур Зурабян. Но не исключено, что экономический спор будет решен на политическом уровне, добавляет он. Иск – это формальность, решение будет принято между руководителями государств, согласен Гривач.

Исход этого не повлияет на разбирательство с «Нафтогазом» (см. врез), считают Зурабян и руководитель практики разрешения споров «Горизонт капитала» Василий Ицков. Украина оспаривает только цену на газ, которую сама согласовала в контракте, а «Газпром» – гибкую цену, которая определяется на основании маркера в виде цены на нефть, отмечает Ицков.

Авторы: Михаил Серов, Алина Фадеева

Источник: Ведомости, 26.07.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики