Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» теряет тарифное лобби

«Газпром» теряет тарифное лобби

ФАС хочет лишить "Газпром" привилегий по транспорту газа

Объединение ФАС и ФСТ может еще больше ослабить позиции "Газпрома" на внутреннем рынке газа. Антимонопольная служба, которая должна поглотить тарифное ведомство, выступает за выравнивание тарифов на транспортировку газа, что играет на руку независимым производителям — "Роснефти" и НОВАТЭКу. Если будет введен единый тариф, это может привести еще к более быстрому сокращению доли "Газпрома" на рынке и усугублению перекосов в отрасли.

ФАС выступает за единый тариф на транспортировку газа по магистральным газопроводам и "дерегулирование других сфер", заявил вчера глава профильного управления службы Дмитрий Махонин. ФАС находится в процессе слияния с упраздняемой Федеральной службой по тарифам, главой объединенного регулятора станет нынешний руководитель ФАС Игорь Артемьев. По словам господина Махонина, большую роль в ценообразовании на газ должны играть биржевые торги газом, запущенные в октябре 2014 года.

 

Тариф на транспортировку газа сейчас является одним из предметов спора между "Газпромом" и независимыми производителями, а также федеральными ведомствами. Тариф для независимых устанавливается ФСТ, а для "Газпрома" — фактически сама монополия (то есть ФСТ по расчетам "Газпрома"), причем он ниже, чем для независимых. Этот факт позволяет конкурентам "Газпрома" утверждать, что они субсидируют развитие газотранспортной системы, в том числе экспортных газопроводов, которыми не могут пользоваться.

 

Выравнивание тарифа поддерживает и "Роснефть", и НОВАТЭК, который, в отличие от нефтекомпании, никогда официально не призывал ни разделить "Газпром", ни лишить его экспортной монополии. В этом году независимые настаивали на заморозке тарифа на транспортировку (их поддерживали Минэкономики и ФАС) и едва не добились успеха. "Газпром", которого поддержали Минэнерго и ФСТ, предлагал индексацию на 7,5%. В итоге заседание правления ФСТ по этому вопросу трижды переносилось, а затем тариф подняли лишь на 2%. Минэнерго, "Газпром" и НОВАТЭК ситуацию не комментируют.

ФАС и ФСТ традиционно расходились во взглядах на регулирование тарифов. Слияние служб означает, что баланс сил в правительстве смещается в пользу ведомств, выступающих за изменение модели газового рынка. По данным "Ъ", пока не решен вопрос о том, войдут ли служащие ФСТ в состав профильных управлений ФАС или регулирование тарифов будет обособлено внутри новой службы, решение должно быть принято "в ближайшие недели". При втором варианте не исключено продолжение былых конфликтов уже внутри одной структуры, говорят собеседники "Ъ".

 

То или иное решение вопроса по транспортному тарифу приведет к серьезным изменениям для всего внутреннего рынка газа. В последние годы доля "Газпрома" неуклонно сокращалась, независимые наращивали добычу, пользуясь тем, что монополия не может продавать газ ниже тарифа. В Западной Сибири и на Урале (где в основном добывается газ) регулируемая цена ниже, чем на западе и юге России, но это не полностью покрывает разницу в стоимости его транспортировки. В западносибирских регионах можно продавать газ с наибольшей доходностью, и там независимые выдавили "Газпром" в первую очередь, полностью оставив ему малорентабельные запад и юг. Монополия пыталась тормозить этот процесс, способствуя росту транспортного тарифа для независимых. Если же выровнять транспортные тарифы для "Газпрома" и независимых, то монополия обречена на дальнейшее сокращение своей доли на внутреннем рынке, что приведет еще к более серьезным перекосам в отрасли.

 

ФАС полагает, что при сохранении регулируемых цен "Газпром" сможет конкурировать с независимыми на бирже, но пока объем торгов там очень мал. Алексей Гривач из ФНЭБ отмечает, что активной торговле препятствует то, что у потребителей есть право перебора заявленных лимитов газа на 10%, и им нет необходимости идти за ним на биржу. "В свою очередь, поставщикам невыгодно резко снижать цену на бирже, потому что это приведет к недобору по их основным контрактам",— говорит он. По его мнению, создать нормальную конкуренцию на внутреннем рынке можно "либо увеличив регулируемые цены для отдаленных регионов, что сложно по социальным причинам, либо снизив их для регионов добычи". В последнем случае пострадают независимые производители.

Автор: Юрий Барсуков


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики