Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина пошла по соседям. Киев ищет газ в тех странах, где его нет

Украина пошла по соседям. Киев ищет газ в тех странах, где его нет

Поскольку идти на компромисс с Москвой в газовом вопросе Киев явно не спешит, а топливо из ЕС оказалось дороже российского, Украина ищет других экспортёров газа, порой довольно неожиданных.

удя по всему, поставки реверсного топлива из Европы не оправдали надежд Украины. В июле страна более чем на четверть сократила импорт газа из ЕС. При этом топливо в этом месяце поступало только из Словакии, свидетельствуют данные оператора государственной газотранспортной системы «Укртрансгаз». 

Ежесуточное поступление газа в июле оператор оценивает в 24,5 млн кубометров. Если такие темпы сохранятся до конца месяца (то есть по сути сегодня и завтра), по итогам месяца Киев импортирует из ЕС около 570 млн кубометров, а это на 28% меньше, чем в прошлом году. Для сравнения: в июне по реверсу из ЕС на Украину поступило 789 млн кубометров газа (из них 716 млн кубометров из Словакии и 73 из Венгрии). 

Ближе к осенне-зимнему периоду объёмы газа, закупаемого Украиной у европейцев, будут сокращаться и дальше. Дело в том, что ЕС покупает топливо у России по правилу «бери или плати», в случае нарушения которого покупателю грозят штрафы. Летом же потребность в газе у европейских потребителей ниже, чем в холодное время года, поэтому лишнее сырьё страны ЕС перепродают Украине по реверсу. Понятно, что зимой, а особенно в условиях риска нарушения украинского транзита, большими объёмами лишнего газа Европа располагать не будет.

Кроме того, как выяснилось, импорт топлива из Европы обходится Киеву дороже российского газа. В июне средняя таможенная стоимость импортируемого сырья составляла 266,56 долларов за тысячу кубометров, говорится в данных Министерства экономического развития и торговли Украины. Это почти на 20 долларов дороже газа из России: Москва предлагала Киеву топливо по 247,17 долларов за тысячу кубометров. Несмотря на очевидную выгоду, украинские власти договариваться с РФ не собираются. Вместо этого они ищут газ в других странах, даже в тех, где он не добывается.

«Обратились к белорусским друзьям»

Недавно украинские чиновники обратились к Белоруссии с просьбой разрешить транзит по её территории газа из Литвы на Украину. Надо сказать, что Литва сама газ не добывает, до недавнего времени она и вовсе на 100% зависела от российского сырья. Осенью прошлого года в Клайпеде открыли терминал по приёму СПГ (сжиженного природного газа). Именно на топливо с этого терминала и рассчитывает Киев. Об этом сообщил руководитель управления евроинтеграции Министерства энергетики и угольной промышленности Михаил Бно-Айриян.

«Вопрос очень сложный, поскольку ГТС (газотранспортная система) Белоруссии принадлежит „Газпрому“. Но всё же обратились к белорусским друзьям изучить такую возможность», — цитирует Бно-Айрияна агентство УНИАН. 

Действительно, «Газпром» как владелец белорусской ГТС вряд ли допустит использования газотранспортной системы в таком режиме, считает старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. 

«Технически транзит через Белоруссию реализовать очень сложно. Такое решение потребует реверса мощностей, поскольку сейчас газопроводы работают на прокачку газа с территории Белоруссии в Литву и уже через Литву в Калининград. <> Вообще я сомневаюсь, что власти Белоруссии будут пытаться организовать какой-то транзит. Пока что это выглядит очень фантасмагоричным решением», — говорит Агибалов.

Вторая сложность с импортом газа из Литвы — это, собственно, его цена. «В Азии, в Японии, Китае, Южной Корее цены на газ в полтора раза выше, чем в Европе. Поэтому экспортёрам выгоднее продавать топливо туда. Чтобы стать независимыми от России, литовцы договорились с норвежцами, что будут покупать газ у них, но этот газ дороже российского. Например, топливо из РФ стоит 350 долларов за тысячу кубометров, норвежское — 420 долларов. Существенная переплата, но это политически приемлемое решение. Что сейчас делает Украина? Она хочет литовский газ с клайпедского терминала через Белоруссию прокачивать, чтобы тоже подключиться к политически верному курсу. Очевидно, что этот газ будет дороже, поскольку к его цене добавляется ещё стоимость транзита», — подчёркивает в беседе с корреспондентом АиФ.ru ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

В Грузию и Казахстан

Ещё одна страна, которая сама не добывает газ и к которой догадались за газом обратиться украинские власти, — это Грузия. Эта страна импортирует газ из России и Азербайджана. 

«Конечно, транзит газа из Грузии на территорию Украины гипотетически возможен, но это настолько капиталоёмкие проекты, что сложно представить, кто будет платить за всю необходимую инфраструктуру с туманными перспективами спроса. Надо построить терминал по сжижению газа в Грузии и разжижающий терминал, например, в Одессе. В том, что та же Грузия построит терминал, у меня большие сомнения. У неё таких денег нет. Терминал могли бы построить азербайджанские, казахские инвесторы, но всем важна гибкость, потому что при снижении спроса в Украине, при каком-либо коллапсе или при переключении ее на реверс из Европы , нужно будет поставлять газ куда-то ещё, а других терминалов нет. Украина — потребитель непростой, поэтому перспективы её очень туманны», — замечает Агибалов.

При этом надо иметь в виду, что «Газпром» всегда может перебить цены так, что скидка будет гораздо выгодней СПГ. Конечно, политическое желание уйти от российского топлива может остаться, но если компаниям предлагается более дешёвый газ, они будут покупать его, а не «политически правильный», добавляет эксперт. 

И даже если бы поставки газа из Грузии на Украину были возможны, то всё равно Киеву пришлось бы сильно переплачивать. «Невозможно из Грузии доставить газ в Украину по рыночным ценам», — говорит Юшков

В качестве ещё одного источника поставок газа Украина рассматривает Казахстан. В отличие от Грузии и Литвы, эта страна добывает топливо, но проблема заключается в том, что у Украины и Казахстана нет общей границы, а это означает, что транспортировка казахского сырья возможна только через Россию. РФ, которая никогда не выполняла роль газового транзитера, вряд ли согласится оказать поддержку по поставкам топлива из Казахстана на Украину. 

«На мой взгляд, альтернативы по замене российского газа у Украины сейчас нет. Речь шла о том, что основным поставщиком газа в Украину на 2014 год была Словения. Словения что, добывает газ? Нет, конечно, она скупает российский газ, разворачивает его и везёт обратно на Украину: тот же самый газ. Просто юридически он был оформлен через Словению, поляков и так далее. Просто Украина не хочет договариваться с Россией: „Вот, мы будем закупать у других“. А вот вся эта история с газом из Грузии, Литвы или из Казахстана — это элементарное прикрытие чиновников: „Посмотрите, мы не просто сидим и ничего не делаем, а мы работаем и договариваемся“», — резюмирует Юшков.

Авторы: Елена Трегубова, Анастасия Аверина

Источник: Аргументы и факты, 30.07.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики