Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поток зашел в тупик: почему откладывается соглашение «Газпрома» с Турцией

Поток зашел в тупик: почему откладывается соглашение «Газпрома» с Турцией

Турция настаивает на том, что надо строить одну ветку «Турецкого потока» — и то после согласования скидки на газ из России. В «Газпром экспорте» убеждают Анкару принять скидку ниже ранее озвученных 10% от ожидаемых цен

Источники агентства Reuters в официальных кругах Турции назвали две причины приостановки переговоров о строительстве газопровода. Первой преградой, утверждают собеседники агентства, является «отсутствие ключевого соглашения о предоставлении Анкаре скидки на российский газ». Речь идет о скидке в 10,25% на газ объемом поставки 28–30 млрд куб. м, которую в феврале текущего года анонсировал министр энергетики Турции Танер Йылдыз.

О том, что допсоглашение о скидке так и не было подписано, писала в июне газета «Коммерсантъ». По ее данным, «Газпром» и турецкая Botas спорят о параметрах скидки: российская компания хотела применять ее к контрактной цене, а Botas — к базовой (что для нее более выгодно).

В пресс-службе «Газпрома» отказались комментировать ход переговоров.

Как пояснил РБК источник в «Газпроме», сегодня идет согласование размера скидки, но от разных частей формулы цены газа, которая формируется из цены корзины сырой нефти и нефтепродуктов, помноженной на различные коэффициенты и таможенную пошлину. По его словам, переговоры идут трудно, в них участвуют как представители Минэнерго двух стран, так и топ-менеджеры из «Газпром экспорта» и турецкой Botas. Он полагает, что трубопровод все-таки будет построен, но первая очередь будет в объеме одной нитки, поскольку Турция пока не соглашается на четыре нитки и статус транзитера российского газа в Европу.

По информации Reuters, вторая причина затягивания переговоров как раз и состоит в том, что Россия настаивает на строительстве четырех ниток газопровода суммарной мощностью 63 млрд куб. м в год, в то время как Анкара согласна на сооружение только одной, необходимой самой Турции.

Во вторник российские агентства со ссылкой на источник в Минэнерго сообщали, что Россия предложила Турции подписать соглашение только о первой нитке, а межправительственные соглашения по трем остальным (которые, как планируется, будут доставлять газ для стран Евросоюза) выделить в отдельный документ. Источник утверждал, что Россия готова пойти на поэтапную реализацию проекта.

В среду министр энергетики России Александр Новак допустил, что сроки строительства первой нитки «Турецкого потока» могут быть сдвинуты. По его словам, если процесс подписания межправительственного соглашения между Россией и Турцией будет сдвигаться, то и сроки реализации проекта будут смещены.

Источник, близкий к «Газпрому», считает, что Турция смотрит на перспективы поставок иранского и израильского газа, в том числе по цене, поэтому и торгуется. Он полагает, что дальнейшая судьба переговоров зависит от позиции нового правительства Турции, которое пока не сформировано.

По мнению заместителя генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, согласование условий строительства «Турецкого потока» также затягивается по политическим причинам. «Если бы партия Эрдогана победила на выборах 17 июня, межправительственное соглашение по первой нитке «Турецкого потока» уже было бы подписано. Но сейчас это будет отложено как минимум до осени, пока в Турции не появятся премьер и ключевой министр, который сможет взять ответственность за такое решение», — говорит он.

Второе препятствие, по мнению Гривача, это отсутствие согласия европейцев на строительство инфраструктуры для транспортировки российского газа по своей территории. В качестве альтернативы украинскому маршруту в случае срыва проекта «Турецкий поток», по мнению аналитика, может использоваться транзит газа «Газпрома» в Европу через газопровод «Северный поток» 1 и 2.

О начале строительства морского участка «Турецкого потока» глава «Газпрома» Алексей Миллер объявил в начале мая 2015 года. Газопровод должен пройти от Анапы по дну Черного моря и далее по территории Турции до турецко-греческой границы. Его общая мощность должна составить 63 млрд куб. м газа в год. Первая нитка мощностью 15,75 млрд куб. м в год должна прийти на турецкую территорию в декабре 2016 года. Завершить прокладку последней нитки планировалось до 2020 года.

Автор: Людмила Подобедова

Источник: РБК, 30.07.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики