Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поток зашел в тупик: почему откладывается соглашение «Газпрома» с Турцией

Поток зашел в тупик: почему откладывается соглашение «Газпрома» с Турцией

Турция настаивает на том, что надо строить одну ветку «Турецкого потока» — и то после согласования скидки на газ из России. В «Газпром экспорте» убеждают Анкару принять скидку ниже ранее озвученных 10% от ожидаемых цен

Источники агентства Reuters в официальных кругах Турции назвали две причины приостановки переговоров о строительстве газопровода. Первой преградой, утверждают собеседники агентства, является «отсутствие ключевого соглашения о предоставлении Анкаре скидки на российский газ». Речь идет о скидке в 10,25% на газ объемом поставки 28–30 млрд куб. м, которую в феврале текущего года анонсировал министр энергетики Турции Танер Йылдыз.

О том, что допсоглашение о скидке так и не было подписано, писала в июне газета «Коммерсантъ». По ее данным, «Газпром» и турецкая Botas спорят о параметрах скидки: российская компания хотела применять ее к контрактной цене, а Botas — к базовой (что для нее более выгодно).

В пресс-службе «Газпрома» отказались комментировать ход переговоров.

Как пояснил РБК источник в «Газпроме», сегодня идет согласование размера скидки, но от разных частей формулы цены газа, которая формируется из цены корзины сырой нефти и нефтепродуктов, помноженной на различные коэффициенты и таможенную пошлину. По его словам, переговоры идут трудно, в них участвуют как представители Минэнерго двух стран, так и топ-менеджеры из «Газпром экспорта» и турецкой Botas. Он полагает, что трубопровод все-таки будет построен, но первая очередь будет в объеме одной нитки, поскольку Турция пока не соглашается на четыре нитки и статус транзитера российского газа в Европу.

По информации Reuters, вторая причина затягивания переговоров как раз и состоит в том, что Россия настаивает на строительстве четырех ниток газопровода суммарной мощностью 63 млрд куб. м в год, в то время как Анкара согласна на сооружение только одной, необходимой самой Турции.

Во вторник российские агентства со ссылкой на источник в Минэнерго сообщали, что Россия предложила Турции подписать соглашение только о первой нитке, а межправительственные соглашения по трем остальным (которые, как планируется, будут доставлять газ для стран Евросоюза) выделить в отдельный документ. Источник утверждал, что Россия готова пойти на поэтапную реализацию проекта.

В среду министр энергетики России Александр Новак допустил, что сроки строительства первой нитки «Турецкого потока» могут быть сдвинуты. По его словам, если процесс подписания межправительственного соглашения между Россией и Турцией будет сдвигаться, то и сроки реализации проекта будут смещены.

Источник, близкий к «Газпрому», считает, что Турция смотрит на перспективы поставок иранского и израильского газа, в том числе по цене, поэтому и торгуется. Он полагает, что дальнейшая судьба переговоров зависит от позиции нового правительства Турции, которое пока не сформировано.

По мнению заместителя генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, согласование условий строительства «Турецкого потока» также затягивается по политическим причинам. «Если бы партия Эрдогана победила на выборах 17 июня, межправительственное соглашение по первой нитке «Турецкого потока» уже было бы подписано. Но сейчас это будет отложено как минимум до осени, пока в Турции не появятся премьер и ключевой министр, который сможет взять ответственность за такое решение», — говорит он.

Второе препятствие, по мнению Гривача, это отсутствие согласия европейцев на строительство инфраструктуры для транспортировки российского газа по своей территории. В качестве альтернативы украинскому маршруту в случае срыва проекта «Турецкий поток», по мнению аналитика, может использоваться транзит газа «Газпрома» в Европу через газопровод «Северный поток» 1 и 2.

О начале строительства морского участка «Турецкого потока» глава «Газпрома» Алексей Миллер объявил в начале мая 2015 года. Газопровод должен пройти от Анапы по дну Черного моря и далее по территории Турции до турецко-греческой границы. Его общая мощность должна составить 63 млрд куб. м газа в год. Первая нитка мощностью 15,75 млрд куб. м в год должна прийти на турецкую территорию в декабре 2016 года. Завершить прокладку последней нитки планировалось до 2020 года.

Автор: Людмила Подобедова

Источник: РБК, 30.07.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики